"Семинар 23.05.24: Партнерство и владельческий контроль – от договоренностей к гарантиям. Подробнее

Тематические налоговые проверки: что это такое и с какими рисками они связаны?

09.11.2023
1157

Тематическая налоговая проверка – это выездная проверка налоговой инспекции, посвящённая налогу на добавленную стоимость за непродолжительный период (как правило, за один квартал). Сегодня, в связи с запуском и использованием программного обеспечения «АСК НДС-2», благодаря которому стал доступен мониторинг разрывов в цепочке уплаты этого налога, они приобрели массовый характер. Всё чаще и чаще предприятия получают запросы и уведомления касательно недобросовестных контрагентов, равно как и разрывов цепочек налога на добавленную стоимость.

Массовое внедрение тематических выездных налоговых проверок поясняют необходимостью изучения определённых налоговых периодов, непосредственно налогов и определённых контрагентов. Самое неприятное в таких ситуациях – то, что нередко последние не являются прямыми поставщиками предприятия, которое проверяют. Будучи контрагентами второго (а то – и третьего звена) они не имеют прямых отношений с налогоплательщиком. Тем не менее, в приобретении выгоды могут обвинить именно его, следовательно – и платить недоимки придётся именно ему.

Тематические налоговые проверки: кто в зоне риска?

До внедрения «АСК НДС-2» налоговики проводили комплексные выездные проверки лишь в ситуациях, когда доначислению подлежали крупные суммы (начиная с 15 млн. рублей). Сегодня же, под ударом нередко оказываются предприятия с добросовестными контрагентами и в разы меньшими суммами возможных доначислений. Такой подход представителей ФНС связан с необходимостью пополнения бюджета и финансовым кризисом.

Тематические налоговые проверки грозят практически любой компании, если она, пускай и косвенно, участвует в разорванной цепочке по налогу на добавленную стоимость. Это говорит о том, что готовиться к ней нужно сразу же, обнаружив слабое звено. Сумма разрыва не играет особой роли – сегодня достаточно пары сотен тысяч рублей. По словам налоговиков, проверку назначают с учётом:

  • сведений, полученных через программное обеспечение «АСК НДС-2»;
  • информации, поступившей от Министерства внутренних дел;
  • данных, поступивших от Федеральной службы по финансовому мониторингу.

О том, что скоро будет тематическая выездная налоговая проверка по НДС, можно понять по ряду признаков. Один из них – частые запросы от ФНС о предоставлении документации и пояснений, а также вызовы туда. Перед тем, как запустить процедуру, инспекторы будут стремиться к получению от налогоплательщика доначислений на добровольных началах. Если за этим последует отказ с его стороны или доказательная база налоговиков будет недостаточной, за подобным общением последует проверка. Особенно высоки её риски если оборотов и собственности у предприятия достаточно для того, чтобы закрыть обнаруженные недоимки.

Тенденции нашего времени таковы, что тематических выездных налоговых проверок становится всё больше и затрагивают они тех налогоплательщиков, которые не желают добровольно устранять так называемые «разрывы» в налоговых цепочках, возникшие не по их вине. Как уже упоминалось, предварительно представители ФНС проводят анализ через свои информационные системы и не только. Информация о разрывах поступает им в автоматическом режиме.

Налоговый разрыв не является понятием, прописанным на законодательном уровне, даже несмотря на то, что часто используется в налоговой практике. В отношении налога на добавленную стоимость он определяется несоответствием сведений по сделке об уплаченном налоге у поставщика продукции и поставленного к вычету налогу у покупателя. Иными словами, в бюджете отсутствует источник, который может возместить НДС покупателю.

Тематические налоговые проверки очень эффективны. Если сравнить их с камеральными, то за 2 месяца, которые на них отведено, представители ФНС могут выявить лишь явные расхождения в декларациях. Что касается комплексных выездных проверок, то их назначают для поиска поводов для доначислений по нарушениям, которые были выявлены во время камеральных мероприятий. Стоит понимать, что сами по себе они требуют от налоговиков много ресурсов и времени и сроки получения финансовых выплат по доначислениям в итоге могут составлять от двух до трёх лет.

По этой причине тематические налоговые проверки назначают по одному налогу (как правило, НДС) и не за последние 3 года, а за небольшой период или несколько периодов. Выявив разрыв в цепочке налога на добавленную стоимость, они:

  • дают запрос на предоставление пояснений налогоплательщику и его контрагентам;
  • выясняют, был ли уплачен налог на добавленную стоимость;
  • изучают цепочку поставщиков;
  • обнаруживают в ней так называемые технические компании;
  • ищут компанию, которую называют выгодоприобретателем.

Последняя является предприятием, которое ведёт реальную хозяйственную деятельность и может использовать технические компании для того, чтобы получать необоснованную налоговую выгоду. И подобные подозрения являются поводом для тематической выездной налоговой проверки. Но, как уже упоминалось, в первую очередь в ФНС вызывают руководителя или главного бухгалтера, которым предлагают:

  • подать уточнённую декларацию по НДС;
  • отказаться от налогового вычета;
  • добровольно устранить выявленный разрыв.

Получая отказ, упоминают о выездной налоговой проверке по НДС. Для того чтобы не попасть впросак в подобной ситуации и не понести серьёзные финансовые потери, оптимально – привлечь налогового консультанта. Хорошо если налогоплательщик располагает доказательствами своей невиновности и проявил должную осмотрительность при заключении договора. Последняя заключается во всесторонней проверке контрагента, изучении сведений о нём и о том, что он является реальной, а не технической компанией.

Согласно российскому законодательству, налогоплательщик не может отвечать за действия всех предприятий, которые принимают участие в уплате и перечислении налогов в государственный бюджет, и его право на вычеты не зависит от исполнения другими контрагентами и лицами, которые им предшествуют. Это значит, что ему нужно занять активную позицию, предоставлять пояснения и документацию, которая подтверждает уверенность в том, что контрагент является реальной компанией, которая ведёт хозяйственную деятельность.

Как проводится тематическая выездная налоговая проверка по НДС?

Порядок тематической проверки по НДС регулируется на законодательном уровне: он прописан в статье 89 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием для её проведения является решение ФНС по месту расположения компании-налогоплательщика, срок её проведения составляет 2 месяца, но при определённых условиях может быть продлён до полугода. По её результатам составляют справку, а через два месяца – акт.

При этом забавно то, что такое понятие, как «тематическая налоговая проверка», в Налоговом кодексе не существует. Оно появилось в 2013-ем году в Письме ФНС «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» и с тех пор широко применяется. Всё это говорит о том, что инспекторы налоговой ограничены рамками выездной проверки. В свою очередь, последнее означает, что при назначении тематической процедуры они должны быть уверены в том, что налогоплательщик не сможет доказать свою правоту и они гарантированно смогут назначить доначисления.

Если эти факторы отсутствуют, тематическая проверка по НДС проводиться не будет. Налогоплательщику стоит понимать, что у налоговиков существуют свои критерии оценивания добросовестности предприятий и они не обязательно совпадают с критериями, которые в ходу в мире бизнеса. Для того чтобы гарантированно получить уверенность в доначислениях, представители ФНС должны получить соответствующую доказательную базу о незаконности использования вычетов по налогу на добавленную стоимость... А добиться её можно обнулив декларации контрагентов, которые являются техническими компаниями.

Сама по себе тематическая выездная налоговая проверка по НДС затрагивает исключительно этот налог, но может быть посвящена и другим направлениям финансово-хозяйственной деятельности предприятия (к примеру, налогу на прибыль). Так что, по сути, она является одним из видов выездных проверок, только сокращённым. Такие её особенности позволяют налоговикам существенно сократить объём работы, повысив при этом шансы найти основания для доначисления. В рамках тематической выездной налоговой проверки они имеют право:

  • запрашивать документацию;
  • назначать и проводить экспертизы;
  • проводить опросы сотрудников и контрагентов;
  • осуществлять выемку документации;
  • проводить осмотры помещений;
  • привлекать к процессу представителей правоохранительных органов.

Риски для компании при этом – не меньше, чем при стандартной выездной проверки, и чтобы отстоять свою позицию, как правило, требуется участие профессионального юриста, который хорошо права и обязанности обеих сторон. Очень часто его присутствие исключает нарушение прав налогоплательщика и злоупотребления со стороны представителей ФНС.

Кому-то привлечение юристов может показаться дополнительными расходами... Но на самом деле оно, как-раз наоборот, позволяет исключить крупные доначисления, из-за которых компания может действительно серьёзно пострадать. К тому же, продолжительные тематические выездные налоговые проверки затрудняют нормальную работу предприятия, что тоже негативно сказывается на его доходах. Нередки ситуации когда участие юристов исключает проведение самой проверки, а это является серьёзным показателем.

Когда стоит подавать возражения на результаты тематической выездной налоговой проверки?

В последний день её проведения инспектор составляет справку по форме «КНД 1165010», которая является её официальным завершением. Далее, в течение двух месяцев, он должен составить акт, в котором прописывает:

  • обнаруженные факты нарушения норм налогового законодательства;
  • сумму доначислений по НДС и срок её погашения.

Акт должен быть предоставлен налогоплательщику под его личную подпись, и если он не согласен с выводами, сделанными налоговиками, то имеет право подать возражение по адресу ФНС, представитель которой составил акт. Сделать это можно в течение 30-ти дней со дня его получения, для того чтобы обжаловать их, а вместе с ними – и вынесенные решения. Нарушения, на которые можно ссылаться в процессе, могут быть:

  • процессуальными – представленными ошибками, допущенными во время проведения проверочных мероприятий;
  • нарушениями норм материального права, представленными неправильным толкованием предоставленной документации или неполным учётом предоставленной документации.

ФНС и вышестоящий орган должны будут отреагировать на возражение, которое подано в течение одного месяца со дня получения акта. В первую очередь рекомендуется направить внимание на суть претензии, дополнив её пакетом документации, способной подтвердить правоту налогоплательщика. Разработку тактики спора с представителями ФНС лучше всего доверить юристу, который поможет собрать надёжную доказательную базу.

В процессе он сравнит документы, приложенные к акту, с мероприятиями, которые были проведены во время тематической проверки, а также изучит её материалы и даст оценку фактам, на которые ссылаются представители ФНС. Кроме того, он проверит имеющиеся доказательства на допустимость и относимость, легитимность тех или иных мероприятий, проведённых для их получения. Далее могут быть обнаружены методологические нарушения, если они имели место быть. Таким образом, каждый из доводов, который найдёт место в возражении, будет подробно пояснён, а его обстоятельства – расписаны со ссылками на налоговое законодательство и судебную практику.

Такой подход существенно повышает шансы избавиться от необходимости платить за недобросовестных контрагентов и пройти выездную налоговую проверку без доначислений.

Другие статьи

Свяжитесь с нами!

Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Связаться с экспертом
м. Тульская г. Москва, Духовской переулок, д. 17, стр.1 Показать на карте
м. Полянка г. Москва, ул. Большая Полянка, д 15 Показать на карте
Телефон +7 (495) 236-77-50 ПН-ПТ 09:00 - 18:00 info@ap-group.ru