"Семинар 29.03.24: Субсидиарная ответственность. Банкротство на стороне должника и взыскателя. Подробнее

Инвентаризация активов

Скачать презентацию Заказать звонок

Необходим для того, чтобы:

  • правильно передать дела новому генеральному директору / главному бухгалтеру;
  • подготовиться к покупке / продаже бизнеса, вхождению нового инвестора;
  • исключить подозрения в хищении;
  • соблюсти требования законодательства о прохождении аудита;
  • подготовиться к налоговой проверке.

Инвентаризация активов заключается в проведении мероприятий, направленных на сверку показателей бухгалтерского учёта с наличием и состоянием собственности компании. Данная услуга – серьёзный инструмент, позволяющий контролировать эффективность использования и сохранность имущества. Её проводят перед тем, как составлять годовую отчётность, если обнаружена порча или утрата собственности и в ряде других случаев.

Инвентаризация активов проводится в рамках смены генерального директора или главного бухгалтера и позволяет подтвердить или опровергнуть подозрения в хищении. Он может проводиться в рамках подготовки к проверке налоговой инспекции и позволяет соблюсти требования законодательства.

  • 13 место в рейтинге по налоговому консалтингу
  • 23 года успешной работы
  • 25 аттестованных аудиторов в штате
  • 6000 клиентов

Инвентаризация активов и обязательств (расчётов, основных и денежных средств, прочего) необходима для определения расхождений между их фактическим наличием и информацией, представленной в регистрах бухгалтерского учёта. Услуги данной направленности можно заказать в АКГ «АИП». Наши эксперты имеют многолетний опыт практической работы и обеспечат Вашей компании эффективные инструменты для мониторинга сохранности и целевого использования имущества в виде любых активов (материальных/нематериальных).

Что такое инвентаризация активов?

Данная процедура позволяет определить, насколько сотрудники компании соблюдают правила по обеспечению сохранности её товарно-материальных ценностей. Благодаря ей выявляют неиспользуемые материальные объекты, которые можно реализовать, или же – те, срок годности которых истёк. Правила проведения инвентаризации активов регламентируются на законодательном уровне:

  • Приказом Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов» от 28.12.01;
  • Приказом Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.95;
  • Статьёй 12 Федерального закона «О бухгалтерском учёте»;
  • Постановлениями Госкомстата Российской Федерации №26 и №88.
p>Соблюдая нормы и руководствуясь инструкциями, прописанными в них, наши специалисты осуществляют его правильно, с оформлением пакета соответствующих документов.

Аудиторско-консалтинговая компания «АИП»

20 лет успешно работаем для клиентов!

О компании
Учебный центр
Учебный центр

Собственный учебный центр

Член РОО
Член РОО

Член Российского общества оценщиков

Казначейство
Казначейство

Пройден внешний контроль качества

Контроль
Контроль

Пройден контроль качества СРО содружество

Аудиторы
Аудиторы

Реальные аудиторы в штате компании

Как часто нужно проводить инвентаризацию?

Согласно пункту 3 статьи 11 «Закона о бухгалтерском учёте», предприятие самостоятельно определяет сроки проведения инвентаризации нематериальных активов. В то же время перед составлением и сдачей бухгалтерской отчётности за год она является обязательной и проводится в период с 1-го октября до 31-ое декабря. Исключением является собственность, инвентаризация которой проводилась начиная с 1-го октября отчётного года.

Инвентаризация активов организации-банкрота проводится в сроки, которые определяет назначенный судебным решением конкурсный управляющий. Как правило, это происходит в течение трёх месяцев со дня введения конкурсного производства. В то же время по решению суда этот период может быть продлён согласно пункту 2 статьи 129 ФЗ «О несостоятельности».

Цели инвентаризации активов

Они заключаются в следующем:

  • Выявление фактов наличия имущества и его сохранности;
  • Выявление неучтённой собственности и продукции;
  • Проверка соблюдения сотрудниками правил эксплуатации основных средств;
  • Проверка соблюдения правильности хранения ТМЦ;
  • Определение фактического применения ТМЦ в производстве товаров;
  • Выявление недостач или излишков продукции на складах;
  • Проверка полноты и правильности отражения вышеперечисленного в бухгалтерском учёте;
  • Оценка товарно-материальных ресурсов с учётом их рыночной стоимости и состояния на момент проверки.

Помимо ежегодной обязательной проверки без инвентаризации активов не обойтись в следующих случаях:

  • Продажа собственности или её предоставление в аренду;
  • Назначение нового материально-ответственного лица;
  • После форс-мажоров в виде аварии или пожара;
  • Реструктуризация компании или её ликвидация;
  • Обнаружение фактов злоупотребления сотрудниками.

Виды инвентаризации

Частичная

Затрагивает лишь определённые товарно-материальные ценности. Как правило, проводится из-за недостач или других несоответствий.

Полная

Затрагивает абсолютно все активы и обязательства. В процессе проводится инвентаризация даже внеоборотных и нефинансовых активов. Оптимальна перед сдачей готовой отчётности.

Внеплановая

Проводится внезапно по решению руководства и ввиду этого не даёт возможности предварительно подготовиться к ней и скрыть факты злоупотребления или недостачи.

Плановая

Осуществляется в соответствии с ранее составленным планом точно в установленный временной период, обозначенный в приказе.

Натуральная

Специалисты производят подсчёт реально существующих материальных ценностей там, где их хранят или используют: на складах, в цехах или в офисах.

Документальная

В процессе происходит сверка данных с представленными в документах.

Этапы проведения инвентаризации

Инвентаризация активов и финансовых обязательств – сложная процедура, которая проводится в несколько этапов.

Этап №1: Подготовительные мероприятия

Прежде всего нужно собрать комиссию (по соответствующе оформленному приказу или распоряжению, подписанному руководителем компании). В неё входят представитель руководящего звена, сотрудники бухгалтерии и других отделов (технического, финансового, юридического). Запрещается включать в неё материально-ответственные лица. Обязательна регистрация приказа в соответствующем журнале учёта.

Перед инвентаризацией активов комиссии нужно собрать и заверить пакет расходно-приходной документации, который станет основанием для определения остатков. Помимо этого, материально-ответственные лица должны дать расписки, подтверждающие факты передачи документации на собственность комиссии и оприходование материальных объектов, которые поступили в их ответственность согласно установленным правилам. При этом все выбывшие активы на момент начала проверки должны быть списаны.

Этап №2: Проведение пересчёта (натуральная и документальная проверка)

Данный этап требует немало времени, поскольку предусматривает просчёты, взвешивания, замеры и прочие мероприятия, которые позволяют определить количество и объёмы товарно-материальных ресурсов и собственности компании. В процессе определяют:

  • Названия и количество имущества (включая и взятое в аренду), а также его состояние;
  • Виды нематериального имущества;
  • Состав и объём задолженности перед кредиторами;
  • Состав и объём дебиторской задолженности.

Этап №3: Оформление результатов

Члены комиссии составляют описи и ведомости в форматах, утверждённых на законодательном уровне. Они подтверждают их, давая расписки и исключая таким образом любые претензии. Документы могут быть составлены от руки или на компьютере. В первом случае они не должны содержать исправлений.

Цифры
28

экспертов-практиков в области аудита и права

>15 000

оказанных налоговых консультаций

>450

инвентаризаций под присмотром аудиторов нашей компании

627

успешно проведенных аудитов и выданных заключений

>5 000

исправленных ошибок по результатам аудита

>400 000

первичных документов проанализировано аудиторами

Результаты проведения инвентаризации активов

Итоговая опись, которая составляется в завершении процедуры, требует подписи от всех участников комиссии, а также от материально-ответственных лиц. Отсутствие даже одной подписи является поводом к признанию инвентаризации активов и обязательств организации недействительной. Документ хранят в архиве в течение минимум пяти лет.

Любое несоответствие между фактическим наличием собственности и учётными данными – повод для принятия соответствующих мер, независимо от того, излишки это или недостача. Решение по ним принимает руководитель предприятия, обозначая его в соответствующем приказе.

Стоимость проведения инвентаризации активов

Она рассчитывается в индивидуальном порядке, поскольку зависит от объёма и сложности процедуры. Впрочем, в любом случае, обратившись в АКГ «АИП», Вы получите услуги достойного профессионального уровня по умеренной стоимости. Для того, чтобы узнать ориентировочные цифры, заполните и отправьте нам простую форму заявки с нашего сайта или обратитесь к операторам нашей информационной линии: +7 (495) 236‑77‑50.

Свяжитесь с нами!

Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Связаться с экспертом
м. Тульская г. Москва, Духовской переулок, д. 17, стр.1 Показать на карте
м. Полянка г. Москва, ул. Большая Полянка, д 15 Показать на карте
Телефон +7 (495) 236-77-50 ПН-ПТ 09:00 - 18:00 info@ap-group.ru