Такой подход называется субсидиарной ответственностью контролирующих должника лиц при банкротстве. В процессе у них могут изъять в уплату долгов не только личные финансовые средства, но и собственность в виде квартир и частных домов, автомобилей и прочего – всего, что можно продать, получив средства на уплату долгов.
В переводе с латыни “subsidiarus” значит «дополнительный». Следовательно, субсидиарная ответственность – ответственность дополнительная к основной. Последняя – это ответственность непосредственно компании по своим долговым обязательствам, а дополнительная – это ответственность собственника бизнеса и его топ-менеджмента по этим же обязательствам. Само по себе данное положение предусмотрено на законодательном уровне и может быть прописано в договоре с контрагентами по их требованию. Оно даёт право взыскивать долги компании с контролирующих её лиц в ситуациях, когда сама она не способна их выплатить.
Её кредиторами могут выступать банковские организации, государственный бюджет, сотрудники, поставщики и покупатели. Вопрос о том, как привлечь к субсидиарной ответственности владельцев или руководство, возникает если попытки получить долг с компании, которая является основным должником, не дали желаемого результата. При этом порядок использования данного инструмента различается в разных ситуациях: бизнес брошен владельцами, юридическое лицо признали несостоятельным, оно имеет долги по кредитам или по обязательным государственным платежам.
Некоторые путают такие понятия, как субсидиарная и солидарная ответственность. Отличие последней – в том, что кредитор может требовать выплаты долга от предприятия и его руководства или выбрать одного из них. Основания для привлечения к субсидиарной ответственности – отказ или неспособность (отсутствие средств и имущества) основного должника покрыть свои долговые обязательства.
Законодательная база даёт чёткие определения, в каких случаях привлекают к субсидиарной ответственности, по каким схемам запускают и проводят соответствующие мероприятия. Соответствующие нормативные положения представлены в:
Список был бы неполным без упоминания бюджетного кодекса, точнее – части пятой, статьи 115. Согласно их положениям, субъекты МСП имеют право просить муниципальные образования выступать гарантами по договорам. Если субъект не сможет выполнить взятых на себя обязательств, это обяжут сделать гаранта.
Субсидиарная ответственность не наступает в автоматическом порядке при банкротстве юридического лица. К ней привлекают согласно законодательно определённой процедуре, подав соответствующее заявление в суд в случаях когда:
Субсидиарная ответственность КДЛ возможна в следующих ситуациях:
Привлечь к данному виду ответственности можно лишь в судебном порядке. Заявление при этом имеют право подавать:
Субсидиарную ответственность при банкротстве несут лица, контролирующие должника, то есть влияющие на работу предприятия, на ведение им хозяйственной деятельности в течение 3-ёх лет до того, как появились признаки его несостоятельности. Это могут быть:
В ряде случаев привлечь к «субсидиарке» могут и родственников руководителя предприятия. Такое может произойти если у его супруги или детей отсутствуют доходы, на которые они могли бы покупать дорогие автомобили и недвижимость. Если удастся доказать, что они куплены за счёт предприятия, признанного неплатёжеспособным, их заберут, продадут и оплатят ими долги.
Хороший пример: непосредственно перед запуском процедуры признания несостоятельности владелец перевёл весь бизнес на юридическое лицо, которое являлось двойником. Он не только передал ему бренды, но и принял на работу в штат своих же бывших сотрудников, равно как и заключил новые договоры с контрагентами. Выходит так, что все долговые обязательства остались на старом предприятии, но бизнес при этом был сохранён в полной мере. В данном случае суд признает бенефициаром новое предприятие и повесит все долги на него.
Ещё один пример: сотрудник (к примеру – директор отдела продаж) работает по трудовому договору, который не позволяет просто так привлечь его к субсидиарной ответственности. Чтобы это стало возможным, он должен иметь доступ к расчётному счёту, быть участником общества и иметь возможность для вывода активов со счетов предприятия.
Привлечение руководителя и участника возможно если своими намеренными действиями (или, напротив, бездействием) они привели юрлицо к неплатёжеспособности. Например – если они не инициировали процедуру банкротства или сделали это с запозданием, то есть после того, как появились признаки несостоятельности (задержка более чем на месяц). В их ответственности – и нарушение законодательных требований о банкротстве, в частности, инициация процедуры в период, когда предприятие могло выполнить свои долговые обязательства.
Непосредственно руководителя привлекают к данному виду ответственности в следующих случаях:
По следующим:
Риски субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц ниже, если предприятие работает в обычном режиме и признаки его неплатёжеспособности отсутствуют. Однако, существует ряд случаев, когда его собственности и руководство могут отвечать личным имуществом.
Нередки случаи, когда ради бизнеса руководители или собственники бизнеса добровольно берут на себя кредитные обязательства. Это происходит когда помимо залога банковские организации требуют ещё и дополнительной гарантии в виде персонального поручительства. Компания может неплохо работать, без предпосылок к ликвидации, но достаточно небольших финансовых затруднений – и она не может внести плату по кредиту своевременно.
Просрочки, возникающие в таких случаях, – повод для требования банком выплаты всей суммы кредита. Конечно же, сделать это в таких затруднительных ситуациях – крайне непросто, так что банкиры обращают своё внимание на поручителя в виде руководителя или владельца бизнеса, с которого потребуют либо весь долг, либо остаток, на погашение которого у компании не хватило средств.
В соответствии с положениями, прописанными в статье 363 Гражданского кодекса, должник и поручитель являются солидарными ответчиками по кредитным обязательствам. Это значит, что финансовое учреждение имеет право на взыскание долга как с предприятия, так и с поручителя – на его усмотрение и выбор. В то же время в кредитном договоре может быть прописан пункт о субсидиарной ответственности руководителя или собственника.
В случае с финансовыми учреждениями поручитель имеет возможность договориться об отсрочке или реструктуризации долга. Этого нельзя сказать о государстве: ситуация с долгами по налогам куда сложнее и серьёзнее, причём, согласно постановлению Конституционного суда, просто так взыскать долги юридического лица с КДЛ невозможно. Для этого нужно, чтобы компания были ликвидирована или признана недействующей.
Однако, если представители ФНС обладают базой, достаточной для того, чтобы доказать незаконные действия руководителя или собственников, субсидиарная ответственность, всё же, может быть применена. Это возможно даже если юридическое лицо всё ещё ведёт хозяйственную деятельность.
Их две: несостоятельность юридического лица из-за их действий КДЛ и несвоевременный запуск процедуры банкротства.
Если предприятие было признано несостоятельным из-за недобросовестной деятельности руководителя или собственника, его можно привлечь к субсидиарной ответственности. При этом важно, чтобы между решениями, которые он принимал, и появлением признаков банкротства существовала прямая связь. Её наличие говорит о том, что предприятие не стало бы неплатёжеспособным и смогло бы рассчитаться по своим долговым обязательствам, если бы не действия этого лица.
Чтобы достичь такого результата, последний мог заключать коммерчески невыгодные сделки, подписывать контракты с липовыми компаниями и совершать другие действия, которые шли во вред предприятию. В то же время к «субсидиарке» могут привлечь и если прямая связь отсутствует. К примеру – если одно предприятие приобрело у другого крупную партию продукции и не рассчиталось за неё, в результате чего то обанкротилось. В этом случае к ответственности привлекли компанию, которая не рассчиталась за товар.
Действия КДЛ квалифицируют как недобросовестные, если имеется одно из следующих обстоятельств:
Бывает и так, что документация (уставной договор, свидетельства, протоколы, решения суда, прочее), которая должна храниться в соответствующем порядке, намеренно искажена и содержит ошибки, либо же – полностью отсутствует. Это существенно затрудняет проведение процедуры о признании неплатёжеспособности для арбитражного управляющего.
Бывает так, что руководящее лицо не внесло соответствующую информацию в единый реестр юрлиц, Федеральный ресурс, или внесло – но информацию, не соответствующую действительности. Речь идёт о местонахождении предприятия, размере его активов, финансовой и бухгалтерской отчётности, собственности, которая пребывает в залоге, договорах лизинга. Подобные вещи способны ввести контрагентов в заблуждение.
Если в деятельности предприятия появились признаки его несостоятельности, руководитель должен сам в течение одного месяца инициировать процедуру признания банкротом. Если он пропустил этот срок или не инициировал процедуру вовсе, его могут привлечь к субсидиарной ответственности, размер которой будет равен сумме долговых обязательств, появившихся после того, как истёк один месяц, отведённый на запуск процедуры банкротства.
Субсидиарная ответственность охватывает всё личное имущество лица, которое к ней привлекли. Это относится к финансовым средствам, автомобилям, квартирам, домам, предметам роскоши, акциям – всему, что не входит в список, приведённый в ст. 446 гражданско-процессуального кодекса. Что касается дома и квартиры, то исключением являются те из них, которые являются единственной у ответчика. Если он не желает добровольно рассчитываться с долгами, арест накладывают на его банковские счета и собственность.
В первую очередь кредитор подаёт иск в судебную инстанцию, по решению которой юридическое лицо обязывают погасить свои кредитные обязательства. Если этого не происходит, кредитор имеет право продолжить дело, инициировав процедуру банкротства. В процессе суд назначает арбитражного управляющего, который изучает деятельность предприятия за последние тридцать шесть месяцев.
Ответ на этот вопрос – да. Для этого стоит придерживаться следующих рекомендаций:
Если вы столкнулись с одной из вышеописанных ситуаций, обращайтесь в АКГ «АИП». Наши опытные юристы дадут вам рекомендации и помогут разрешить возникшую проблему без негативных последствий.
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.