Семинар, вечерняя бизнес-встреча 21.11.2024 : НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА 24/25. ЧТО НУЖНО НАЧАТЬ ПЕРЕСТРАИВАТЬ УЖЕ СЕГОДНЯ? Подробнее
`
Семинар, вечерняя бизнес-встреча 12.12.2024 : АНТИБАНКРОТ. КАК УПРЕДИТЬ ИЛИ ВЫЙТИ ИЗ СЛОЖНОЙ СИТУАЦИИ? Подробнее

Побуждение к добровольному уточнению налоговых обязательств и уплате налогов

15.10.2024
223

Добровольное побуждение налогоплательщиков к уточнению стало одним из эффективных способов сотрудничества между ФНС и юрлицами, желающими избежать выездных проверок и всего, что они способны повлечь за собой. Уже не первый год налоговики практикуют аналитические мероприятия, которые проводят перед тем, как выбрать предприятие для проведения проверки. Для них он стал ключевым инструментом для профилактики и предупреждения нарушений положений налогового законодательства.


Способы подобного взаимодействия между ФНС и налогоплательщиками совершенствуются из года в год, что, в свою очередь, увеличивает долю поступлений по добровольной оплате налогов, а также – повышает уровень налоговой дисциплинированности бизнеса. О том, как это работает и может ли добровольная доплата исключить проверку при наличии серьёзных нарушений, читайте далее.

О тенденциях налогового контроля и актуальности побуждений к добровольному уточнению налоговых обязательств

Согласно статистическим данным, число организуемых инспекторами ФНС выездных проверок имеет тенденцию к увеличению. В параллель с ним увеличиваются и суммы доначислений, и это — не случайность, не совпадение и даже не злой рок, поскольку, выбирая компанию для проверки, налоговики проводят предварительный анализ. Именно он обеспечивает существенный объём доказательной базы «виновности клиента».

Такой подход позволяет представителям налоговой службы знать, какие именно проблемы имеются у юрлица, какие претензии ему можно предъявить и какую примерно сумму можно доначислить. Статистические данные наглядно демонстрируют эффективность такого подхода:

  • Всего несколько лет тому назад (в 2020-ом году) сумма доначислений по РФ за один квартал составляла 27 миллионов рублей за одну проверку;
  • Через год такой же показатель составил 41 миллион рублей;
  • Ещё через год эта сумма составляла 70 миллионов рублей.

Сегодня тенденция к росту сохраняется, равно как и совершенствование налоговиками данного способа контрольно-аналитической деятельности. В процессе ФНС стремится наладить диалог с юрлицами-налогоплательщиками и тоже совершенствует способы подобного взаимодействия. Результат — постоянное увеличение доли добровольной оплаты задолженностей компаниями.

О понятии «добровольное уточнение» в юридическом аспекте

Такой термин, как «добровольное уточнение», в определённых кругах сегодня можно услышать достаточно часто. Его используют когда хотят сказать, что предприятие на добровольных началах или же по рекомендации ревизоров даёт уточнение своих обязательств по налогам. Само собой, слово «добровольно» можно смело взять в кавычки, поскольку смысл его не совсем соответствует реальности. Есть в русском языке ироничное выражение «добровольно-принудительно», вот оно куда более точно описывает ситуацию.

Дело в том, что подобные действия налогоплательщика не являются полностью добровольными. Они были бы таковыми при условии, что на предприятии сами выявили неточности в расчётах и документации, которые привели к тому, что сумма обязательных платежей оказалась заниженной. Если подобное случилось, в соответствии с буквой закона проводятся корректировка и уточнение налоговых обязательств за определённый период.

Инспекторы, которые проводят, к примеру, камеральную проверку, тоже имеют право предложить налогоплательщику уточнить свои обязательства перед государством... А вот добровольные уточнения, о которых идёт речь, не являются совсем добровольными, поскольку в любом из своих видов связаны с побуждением налогоплательщиков со стороны ФНС. Для него в Налоговом кодексе имеется лишь одно-единственное основание, которое предусматривает необходимость уточнений в процессе проведения проверочных мероприятий.

Подобное возможно, как уже упоминалось, во время проведения камеральных проверок, если юрлицо предоставило декларацию инспекторы её проверили и выявили ошибку или ошибки. В соответствии со статьёй 38 Налогового кодекса, они имеют право отправить требование о её исправлении. Что касается непосредственно налогоплательщика, то у него имеется два решения:

  • отказать налоговикам, сообщив, что ошибки в документе отсутствуют;
  • подать уточнённую декларацию, признав, что они имеются.

Так что те добровольные уточнения, равно как и оплата в добровольном порядке, на законодательном уровне не регламентированы ни в каком из своих видов. Возможно, именно из-за этого Федеральная налоговая служба разослала письмо, в котором попросила свои территориальные органы свести к минимуму побуждения к добровольным уточнениям.

Подобная рекомендация была разработана в ответ на многочисленные обращения налогоплательщиков, с целью уменьшить число спорных ситуаций и повысить качество работы службы. Специалисты «АИП» сталкиваются с немалым количеством подобных уведомлений со стороны налоговиков, особенно – по применению вычетов налога на добавленную стоимость. Они содержат просьбу проверяющих предоставить уточнённую налоговую декларацию.

Практические действия, которые можно предпринять до и во время встречи с представителями ФНС

Посещение ФНС по просьбе её представителей — это всегда стресс для представителя налогоплательщика, который уполномочен совершать подобные действия. В данном случае какой-либо регламент проведения встречи отсутствует. Как правило, персональное взаимодействие происходит в формате комиссии или так называемой мотивационной встречи. Сам диалог не подлежит фиксации налоговиками, а вот его результаты они вписывают в протокол, который может называться по-разному: к примеру – «пояснений от налогоплательщика» или «по результатам встречи».

В нём перечисляют присутствующих особ и доказательства того, что предприятие принимало участие в сомнительных сделках, которые инспекторы получили в процессе общения. Непосредственно их детали сообщаются в устной форме, а вот в самом документе фиксируют обязательство внести обязательный платёж, который не был доплачен, и его сумму. Чаще всего это налог на добавленную стоимость, иногда — на доходы физических лиц, и крайне редко — налог на прибыль.

Как правило, речь идёт о суммах, которые невозможно сопоставить с размером доначислений, поскольку они намного меньше. Хитрость заключается в том, что подобных мероприятий, предусматривающих «добровольность», — намного больше, чем предполагаемых проверок, и времени они требуют меньше. К примеру, в столице сумма доплаты варьируется в диапазоне от ста тысяч до нескольких миллионов рублей, в регионах — от 150-ти до 300 тысяч рублей.

Если говорить о доначислениях, то их суммы нередко достигают 20-ти миллионов рублей. Таким образом, подобные, сравнительно небольшие уточнения бизнесмены воспринимают куда лояльнее, поскольку вышеупомянутые суммы не способны привести к банкротству предприятия. Не стоит забывать и о том, что предложения уточнить налоговые обязательства, как правило, основаны на нарушениях, которые совершает налогоплательщик. Они могут заключаться в следующем:

  • предположения инспекторов, выстроенные на расхождениях, выявленных системой «АСК НДС-2»;
  • несоответствие уплаченных обязательных платежей или взносов с суммами выручки в информационных системах ФНС.

Риск того, что в процессе проверки инспекторы обнаружат веские доказательства того, что их подозрения обоснованы, существует всегда. Однако, на этапе предложения добровольно уточнить и доплатить их нет – и это нужно знать и понимать бизнесу, который работает без нарушений. Он имеет право опротестовать протокол встречи, отказавшись таким образом от уточнения. Впрочем, и тут имеется один интересный нюанс: дело в том, что налогоплательщик имеет право решить, идти ли ему на такую встречу или нет.

На практике юристов «АИП» не было ни одного случая, когда предприятие штрафовали из-за неявки его представителя. К тому же, даже в случае неявки протокол представители ФНС отправят через электронную систему ТКС. Почему именно так? Да потому что подобные мероприятия не предусмотрены на законодательном уровне. Можно вызвать представителя налогоплательщика чтобы он дал пояснения, однако для этого должен проводиться налоговый контроль, который предусмотрен на законодательном уровне.

Если налогоплательщик получил такой протокол, ему следует предпринять следующие действия:

  • проверить наличие документов, доказывающих правомерность его действий;
  • провести анализ спорных сделок или контрагента, на который ссылается ФНС;
  • изучить существо сделок, заключённых с ним;
  • подготовить возражения на протокол в таком же порядке, как это происходит после проведения выездной проверки и получения акта по ней.

В возражении нужно предоставить своё виденье ситуации или подтвердить, что контрагент является добросовестным. За этим следует указать, что компания располагает документами, подтверждающими реальность сделок, поэтому основания считать те или иные сделки направленными на уменьшение обязательных платежей отсутствуют.

Возражения нужно отправить в ту же налоговую, от которой пришло уведомление о вызове. В них нужно сослаться на протокол и уведомление, если инспекторы не предоставили других документов по итогам встречи. Такой подход позволит им проще и быстрее идентифицировать компанию, то есть понять, о чём именно идёт речь. По наблюдениям юристов «АИП» чаще всего в ответ на возражения представители ФНС молчат.

Если у них отсутствуют серьёзные доказательства, то возражения от налогоплательщика могут положить конец этой ситуации. Однако, имеется риск и того, что будет запущена выездная проверка. Такое происходит если доказательная база имеется: именно по этой причине так важно перед составлением возражений проанализировать имеющиеся на предприятии документы, для того чтобы убедиться в собственной правоте.

Бывают ситуации, в которых налогоплательщики по несколько раз уточняют свои обязательства, но в итоге всё равно подвергались выездной проверке. Так что добровольно-принудительные уточнения по просьбе налоговиков — отнюдь не гарантия того, что их не будет.

Что такое Федеральный реестр выгодоприобретателей и почему в него попадают?

Налогоплательщики, которым предлагают добровольно уточняться, нередко попадают в ФРВ, который считается чем-то вроде чёрной метки. Присутствие компании в нём приводит к регулярным предварительным проверкам, особенно – по налогу на добавленную стоимость, направленным на поиск оснований для проведения выездной проверки. В процессе налоговый инспектор использует разные способы поиска алгоритмов, по которому компания, по его мнению, занижает налоговую базу:

  • вызывать генералього директора на встречи в ФНС;
  • требовать предоставления сведений и документации;
  • побуждать к уточнению налоговых обязательств;
  • угрожать назначением выездной проверки.

При этом он будет использовать неизвестные термины и показывать схему связей из системы «АСК НДС-2». Чтобы проще воспринимать подобное и лучше понять ситуацию, стоит изучить терминологию налоговиков. Итак:

  • Выгодоприобретатель — это реальное юрлицо, которое ведёт коммерческую деятельность и систематически платит налоги, занижая налоговую базу за счёт применения разных незаконных схем. Нередко в последних участвуют так называемые «технические компании» и задействуются алгоритмы обналичивания финансов.
  • Транзитёр — это юрлицо, которое не ведёт коммерческой деятельности и имеет все признаки технической компании, но при этом прямые разрывы связей с своими контрагентами у неё отсутствуют.
  • Разрывник — юрлицо, которое имеет прямые разрывы со своими контрагентами и, таким образом, является первым звеном неуплаты налогов в государственный бюджет.

По каким причинам предприятие может попасть в реестр выгодоприобретателей?

  • его контрагенты имеют признаки технических компаний, а именно — стоимость их активов минимальна, удельный вес вычетов — высокий, нет штата, а расходы почти равны доходам;
  • его контрагенты не имеют поставщика продукции, которую продают;
  • его контрагенты связаны с техническими компаниями;
  • его контрагенты не отвечают на запросы ФНС и не являются на встречи с ними.

Чтобы исключить риски попадания в данный реестр и минимизировать налоговые риски, нужно правильно организовать систему внутреннего контроля на предприятии:

  • собирая и систематизируя сведения о контрагентах согласно положениям об их проверке и сотрудничестве;
  • документируя процесс подбора компаний для сотрудничества и подписывая договоры с ними;
  • сохраняя всю документацию и сведения, которые подтверждают реальное сотрудничество с ними вплоть до фиксации посредством видеозаписи въезда их грузовых автомобилей и отгрузки или получения товара.

Также рекомендуется определить временные сроки хранения таких доказательств. Кроме того, в наличии должны иметься приказы и инструкции по проверке и оцениванию благонадёжности контрагентов. Оптимально – если в штате будут определены сотрудники, которые будут ответственны за проведение подобных мероприятий.

Подробнее о мероприятиях оценки налогоплательщика до назначения его проверки

Так называемые допроверочные мероприятия со стороны налоговиков перед тем, как принять решение о проведении выездной проверки, включают в себя следующее:

  • побуждение к добровольному уточнению путём отправления ему писем о неблагонадёжности контрагента, требований пояснений, вызовов для бесед в ФНС;
  • отбор юрлиц, по которым будет проводиться ещё более тщательный анализ (как правило, это юрлица, которые не устранили риски на этапе побуждения);
  • контрольная аналитика в рамках предварительной проверки путём запроса документов или сведений, вызовов на совещания и допросов свидетелей.

Последними могут быть гендиректор или сотрудники компании и её контрагентов. Если речь идёт о камеральной проверке, то инспекторы имеют право осматривать помещения, оборудование, любые другие предметы, а также – проводить экспертизу. На этом этапе они собирают около 80% доказательной базы.

Следующие этапы заключаются в изучении финансового состояния юрлица и рисков того, что оно не сможет уплатить доначисления. По результатам представители ФНС составляют заключение. Далее пакет документов отправляется в вышестоящий орган, уполномоченные сотрудники которого принимают решение о назначении выездной проверки или отказе в её проведении.

Подробнее о побуждении к добровольному уточнению, его особенностях и рисках

Как уже неоднократно упоминалось, налогоплательщики получают уведомление от налоговиков, которые желают узнать причины его сотрудничества с недобросовестными контрагентами и побудить их добровольно уточнить свою декларацию, равно как уплатить налоги за того самого нерадивого партнёра. Нередко в таких уведомлениях отсутствует чёткое описание причины вызова: кстати, получив большое количество жалоб на такой подход, ФНС в вышеупомянутом письме требует, чтобы территориальные службы подробно описывали причины вызова.

Такой подход вполне оправдан, поскольку налогоплательщик, получивший такое размытое уведомление, не может подготовиться к беседе и обеспечить себе должную доказательную базу: как в плане устных пояснений, так и в плане документации. Более того, он не позволяет добиться желаемого эффекта от мероприятий налогового контроля и является причиной негативного отношения к ФНС. Вышеописанное — повод для налогоплательщика, который получил уведомление с размытыми формулировками, обратиться к налоговикам для уточнения.

Сделать это можно позвонив по номеру телефона, который указывают в уведомлении или направив письмо с просьбой уточнить причины вызова и вопрос, который представители ФНС желают обсудить при частной встрече. Благодаря такому подходу налогоплательщик получит возможность оценить ситуацию, подняв свои документы и записи, определив свою степень осмотрительности при выборе партнёра, о котором идёт речь.

Выходит так, что, получив уведомление из налоговой, нужно проанализировать его содержимое на чёткую формулировку причины вызова и предмета обсуждения. Это могут быть разрывы в цепочках налога на добавленную стоимость, сотрудничество с техническими компаниями и побуждение к добровольной коррекции налоговых платежей. Если проблема – в контрагенте, нужно поднять досье на него, если оно есть.

Его наличие — проявление осмотрительности и доказательство невиновности в нелегальных схемах. На официальном сайте налоговой инспекции можно будет проверить статус такого предприятия на данный момент. Также нужно подготовиться к визиту, чётко определив позицию и получив доказательства на то, чтобы обосновать её.

Какими бывают цели побуждения?

Своей тактикой представители налоговой службы стремятся побуждать юрлиц на добровольный уход от нелегальных схем, уплату в государственный бюджет всех обязательных платежей и самостоятельное изучение своих партнёров на благонадёжность с целью исключения сомнительных сделок. Чтобы решить эти задачи, инспекторы предоставляют им информацию об имеющихся рисках и проводят встречи, которые нередко завершаются добровольным уточнением.

Сам процесс призван привести к пониманию юрлицами того факта, что налоговики хорошо осведомлены о результатах их деятельности и имеют в своём «арсенале» массу эффективных способов для осуществления контроля над ней. Следовательно, они знают и то, какие именно объёмы имеют их налоговые обязательства перед государством. Ключевой задачей побуждения является неспешный, аккуратный переход от проверок отдельных компаний к формированию прозрачной среды для эффективного контроля отраслей и рынков.

При этом налоговики практикуют подход не только в качестве налогового администратора, но и лидера, который может объединить усилия бизнеса и государства на пути к достижению общих целей. Последние заключаются в развитии экономики страны и росте благосостояния. Именно на таких принципах основываются отраслевые проекты, разрабатываемые в ФНС.

О «Зерновом проекте»


Данный проект действует уже более двух лет. Его цель — добровольное уточнение своих обязательств по налогам, позволяющее самостоятельно определять налоговые риски и исключить нелегальные схемы ухода от налогов. По названию можно понять, что речь идёт об участниках рынка сельхозпродукции. При помощи проекта планируется исключить многократные перепродажи сельскохозяйственных товаров и сформировать негативное отношение к предприятиям, которые не желают платить налоги.

В процессе развития проекта налоговики внедрили порядок информирования юрлиц о несформированном источнике вычетов по налогу на добавленную стоимость. Для этого нужно получить от всех «звеньев» цепочки согласие на признание данных о его наличии по цепочке поставщиков общедоступными.

На это работает специально разработанный информационный ресурс, благодаря которому достигаются добровольное взаимодействие налогоплательщиков между собой и презумпция их добросовестности, а также – исключаются репутационные риски.

Перевозки грузов


Вывод из тени рынка АПК невозможен без вывода из неё же перевозчиков грузов, которые до сих пор являются источником налоговых рисков для других участников рынка. Чтобы изменить ситуацию, налоговики создали хартию для компаний, которые платят все обязательные платежи и не получают конкурентных преимуществ за счёт их неуплаты, не искажают информацию при заполнении товаросопроводительных документов и выполняют целый ряд других требований.

Услуги клининга


Отрасль, в которой работают клининговые компании считается связанной с высокими рисками. Именно в ней сталкиваются почти все действующие предприятия и государственные структуры. Компании, которые работают в ней, предлагается объединить в НАФО — национальную ассоциацию фасилити-операторов, которые ведут бизнес в соответствии с определёнными правилами. Последние предусматривают соблюдение положений всех законодательств — миграционного, налогового и трудового, а также – осмотрительность при выборе партнёров.

Если Ваша компания столкнулась с таким явлением, как побуждение к добровольным действиям, Вы можете обратиться к юристам «АИП» и проконсультироваться у них по своему вопросу или привлечь их для решения своих задач при взаимодействии с представителями налоговой.

Другие статьи

Свяжитесь с нами!

Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Связаться с экспертом
м. Тульская г. Москва, Духовской переулок, д. 17, стр.1 Показать на карте
м. Полянка г. Москва, ул. Большая Полянка, д 15 Показать на карте
Телефон +7 (495) 236-77-50 ПН-ПТ 09:00 - 18:00 info@ap-group.ru