"Семинар 23.05.24: Партнерство и владельческий контроль – от договоренностей к гарантиям. Подробнее

Когда нужно прорабатывать запасной сценарий банкротства, даже если пока все не так уж плохо

19.11.2020
1500
В бизнесе бывают такие ситуации, от решения которых положение дел может либо выровняться и пойти в нормальное русло, либо оказаться критичным, поставив бизнес на грань, доведя его до банкротства. Возникнет вопрос сохранности личных активов учредителей, директоров, топ-менеджеров, которые могут быть потеряны, вплоть до уголовной ответственности, которая возможна в некоторых случаях, к примеру по налоговым претензиям или «разутой прибыли» для получения кредита.

Именно в этих сложных разворотах, когда фактически предприниматель находится на развилке, важно иметь план «Б» – запасной вариант, который позволяет даже при негативном сценарии пройти эту ситуацию с минимальными рисками и издержками.

Вот несколько примеров подобных критических ситуаций:


  • Идет или намечен судебный процесс, проигрыш в котором способен потопить бизнес или нанести серьезный удар, вплоть до развала этого бизнеса.

  • Идет налоговая проверка, и не понятно, чем она закончится, не понятен масштаб доначислений. По самостоятельной оценке, есть предположение, что масштаб доначислений может быть весьма существенен. К примеру, по статистике в г. Москве минимальный размер доначислений по результатам комплексной выездной налоговой проверки превышает 25 млн рублей. Для многих представителей малого бизнеса эта сумма может быть критична.

  • Копятся долги и идут задержки в платежах от контрагентов, соответственно, по цепочке растет задолженность перед кредиторами.

  • Отдельная история – корпоративные конфликты между партнерами, которые также могут стать причиной развала бизнеса.

* Более подробно об этом можно прочитать в нашей статье: «Споры между бизнес-партнерами».

  • Становится очевидным риск невозврата кредита и (или) неуплаты процентов по нему. Кто сталкивался с кредитованием, тот знает, что на предэтапе банк, для того чтобы для себя получить дополнительные страховки, может начать выдвигать требования по дополнительным залогам, по дополнительным поручительствам. Часто это не получается сделать, что ставит под угрозу кредитный договор. Банк фактически начинает ужесточать требования и условия кредитования, что может вытекать в риски невозврата кредита и, соответственно, банкротства компании.

Для того, чтобы подстраховаться на случай самого плохого сценария, крайне важно проработать и негативные сценарии развития ситуации. Нужно провести специальный аудит, заранее проанализировать предыдущие три года работы компании на предмет наличия рисков по субсидиарной ответственности директора, учредителя и прочих лиц, контролирующих бизнес, бухгалтера, проанализировать сделки, которые потенциально могут быть оспорены. По всем этим эпизодам просчитать, как можно усилить свою позицию, какую линию защиты выработать, что надо скорректировать для того, чтобы минимизировать риск привлечения к субсидиарной ответственности (другими словами, перекладывание долга компании на физических лиц), как можно усилить сделки.

Привлечение к субсидиарной ответственности означает не просто перевод долга на физическое лицо, но и непосредственное взыскание этого долга за счет, в том числе личного имущества физических лиц, стоящих за бизнесом. А оспаривание сделок в банкротстве означает то, что пострадать может не только сам бизнес, но и контрагенты, как аффилированные, так и совершенно сторонние. Данные вещи могут нанести удар и по параллельным бизнесам, и в целом дискридитировать полностью предпринимателя, лишив его даже возможности в последующем «воспрянуть из пепла», начать бизнес заново. Его репутации будет нанесен колоссальный ущерб, и вряд ли кто-то с этим человеком захочет дальше работать. Поэтому очень важно заранее проработать запасной сценарий и быть в полной готовности.

* Более подробно про то, как избежать субсидиарную ответственность вы можете прочитать в нашей статье "Дело идет к банкротству" или воспользоваться нашей услугой Защита от субсидиарной ответственности.

Обращаем внимание, что данная подготовка включает в себя, помимо аудита прошлых периодов, выработку мер по минимизации рисков в текущем моменте, исправлению каких-то ошибок. По сути дела, эта подготовительная работа к возможному негативному сценарию банкротства компании позволяет минимизировать потери и издержки при наступлении банкротства и является страховочной в критических ситуациях.

В то же время, если сложная критическая ситуация разрешается благоприятно, то сама по себе такая проделанная работа на этой подготовительной стадии в разрезе антибанкротных действий в любом случае имеет большие плюсы для более корректного, скажем так, более «чистого» бухгалтерского и налогового учета. Таким образом убираются какие-то старые зависшие статьи, проводится инвентаризация, нивелируются налоговые риски и достигается большая достоверность в отчетности. Поэтому это еще один аргумент к тому, чтобы проводить эту процедуру и максимально страховаться в критических ситуациях.

Рационально такого рода вещи приурочивать к подготовке отчетности по закрытию года, к годовому балансу. Удобнее всего это делать именно сейчас, в этот период, начиная с октября месяца, чтобы к концу года сформировать правильный корректный баланс, учтя все внесенные исправления и ошибки по результатам такого аудита.

Другие статьи

Свяжитесь с нами!

Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Связаться с экспертом
м. Тульская г. Москва, Духовской переулок, д. 17, стр.1 Показать на карте
м. Полянка г. Москва, ул. Большая Полянка, д 15 Показать на карте
Телефон +7 (495) 236-77-50 ПН-ПТ 09:00 - 18:00 info@ap-group.ru