Дробление бизнеса

24.03.2021

ДРОБЛЕНИЕ БИЗНЕСА

В последнее время среди многочисленных налоговых споров и среди схем оптимизаций налогообложения в бизнесе все чаще встречается так называемое «дробление бизнеса». Термин довольно быстро распространился и стал известным, однако далеко не все даже налоговые юристы могут четко пояснить критерии, по которым бизнес может быть обвинен в искусственном дроблении и ему могут быть доначислены суммы налогов с санкциями. Давайте разберемся что же эта за тенденция последнего времени и на основании чего контролеры определяют искусственное дробление бизнеса, в том числе рассмотрим конкретные примеры доказывания контролерами дробления бизнеса.

Ели говорить упрощенно, то под дроблением бизнеса судебной практикой и доктриной понимается искусственное создание нескольких субъектов предпринимательской деятельности (группы компаний) с целью, как правило, сохранения права на применение специальных режимов налогообложения либо разделения НДС-ных и безНДС-ных потоков в группе компаний. То есть основной (а чаще всего единственной) целью создания нескольких субъектов является незаконная оптимизация налогообложения (уклонение от уплаты налога) в отсутствие деловой цели и экономической целесообразности.

Также к дроблению бизнеса относят некоторые ситуации, не связанные с применением спец.режимов, например: перераспределение доходной и/или расходной части в группе компаний (даже если все субъекты на ОСНО), «игры» с возмещением НДС, и т.д.

Еще в 2017 году в Налоговый кодекс была введена статья 54.1. – «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», устанавливающая, что если у сделки налогоплательщика отсутствует деловая цель, то налоговая выгода, полученная по такой сделке, считается необоснованной.

Далее вышло Письмо ФНС от 29.12.2018 года № ЕД-4-2/25984, в котором ФНС России поручила инспекциям усилить контроль за налогоплательщиками, искусственно дробящими бизнес. В недавнишнем Письме ФНС от 10.03.2021 года № БВ-4-7/3060@ Федеральная налоговая служба по итогам мониторинга правоприменительной практики, в том числе судебного разрешения споров, направляет территориальным органам рекомендации для их использования при доказывании и юридической квалификации обстоятельств, выявленных при проведении мероприятий налогового контроля, а также в целях обоснования позиций налоговых органов при рассмотрении судебных споров, где также делается акцент на деловую цель и действительный экономический смысл операций. ФНС указывает, что при выявлении схем «дробления бизнеса» доначисление сумм налогов осуществляется с целью возмещения ущерба бюджетам публично-правовых образований таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений. Это означает необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика, на основании обстоятельств, которые подлежат установлению налоговым органом с учетом имеющихся у него сведений и документов и при содействии налогоплательщика в их установлении.

Смысл введенной статьи 54.1 НК РФ, акты ФНС РФ и судебная практика установили также, что за искусственное дробление бизнеса с целью ухода от уплаты налогов компания заплатит штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налогов (п.3 ст. 122 НК РФ). А бенефициарам и руководителям группы компаний может грозить как уголовная, так и субсидиарная ответственность.

Итак, самые распространенные цели искусственного дробления бизнеса это сохранение права на применение спец.режимов либо разделения НДС-ных и безНДС-ных потоков.

Рассмотрим критерии, применяемые контролерами и судами, для определения дробления бизнеса с целью СОХРАНЕНИЯ ПРАВА НА ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦ.РЕЖИМОВ:

1. Отсутствие самодостаточности субъектов группы компаний:

- Фактическое управление всеми или частью субъектов группы компаний одними лицами. Как может доказываться налоговыми органами:

* пояснениями сотрудников и бывших сотрудников группы компаний в рамках допросов;

* изъятием управленческой отчетности всей группы компаний у контролирующего лица;

* данными от банков о пересечении IP-адресов по удаленному управлению банковскими счетами;

* данными ФНС или от компаний по электронной сдаче отчетности о пересечение IP-адресов по сдаче бухгалтерской отчетности;

* данными с сайта группы компании и/или СМИ, где рассказывается об истории компании с указанием основателей и бенефициаров бизнеса;

* допросами руководителей учредителей некоторых субъектов группы компаний, содержащие противоречия с фактическими обстоятельствами, либо подтверждающие их «номинальность»;

* данными от банков, анализ которых показывает, что цепочка денежных потоков от нескольких или всех субъектов группы компаний приводит к единственному лицу (или нескольким аффилированным лицам).

- Взаимозависимость субъектов группы компаний. Как может доказываться налоговыми органами:

* данными из ЕГРЮЛ о действующей или исторической юридической аффилированности (то есть пересечение по участникам или руководителям компаний из группы);

* доказательствами косвенной аффилированности:

- фиксацией единых вывесок, форм одежды персонала, номеров телефонов, единого сайта, фактического адреса;

- фиксацией централизованного хранения документов субъектами из группы компаний;

- данными, предоставляемые гос.органами / договорами с контрагентами о наличии единых представителей;

-описанием (на основании представленных договоров и допросов сотрудников) единой бизнес-схемы работы, логистической цепочки;

-данными с сайта группы компании и/или СМИ указанием на количество сотрудников и адресов всех «точек», т.е. субъектов группы компаний);

* доказательствами финансовой взаимозависимости:

- данными бухгалтерского и налогового учета или представленными договорами, подтверждающими что единственным или основным контрагентом одного из субъектов группы компании является другой субъект этой группы;

- данными бухгалтерского и налогового учета или представленными договорами, подтверждающими что имеется постоянная, периодическая либо крупная задолженность внутри группы компаний;

- данными бухгалтерского и налогового учета или представленными договорами, подтверждающими финансирование одними субъектами группы других.

- Общие ресурсы. Как может доказываться налоговыми органами:

*данными из допросов сотрудников и данными из ПФР о ротации кадровых ресурсов внутри группы компаний;

* данными бухгалтерского и налогового учета или представленными договорами, подтверждающими несение субъектами из группы компаний расходов друг за друга;

* данными бухгалтерского и налогового учета, согласно которым у части субъектов группы компаний отсутствует материально-техническая база (основные средства, сотрудники и т.д.);

* данными бухгалтерского и налогового учета или представленными договорами, подтверждающими наличие общих поставщиков и покупателей.

2. Показатели близки к предельным значениям/находятся в «буферной зоне»[1].

Одним из условий применения компанией или ИП упрощенной или патентной системы налогообложения является не превышение определенных лимитов по доходам и численности сотрудников. Приближение к этим лимитам совместно с доводами о взаимозависимости субъектов в группе компаний и перераспределении доходной части между компаниями будет являться критерием искусственного дробления бизнеса. Может доказываться налоговыми органами с использованием бухгалтерской и налоговой отчетности, а также отслеживанием истории открытий и закрытий компаний в группе.

3. Субъекты группы осуществляют аналогичный вид деятельность либо единый процесс группы компаний «разбит» между субъектами группы.

Может доказываться налоговыми органами путем использования данных ЕГРЮЛ, контрольными закупками и допросами сотрудников.

В дополнение к вышеуказанным критериям, критериями, применяемыми контролерами и судами, для определения дробления бизнеса с целью РАЗДЕЛЕНИЯ НДС-ных и безНДС-ных ПОТОКОВ обычно являются:

* наличие в группе компаний субъектов на ОСНО и субъектов, применяющих спец.режим, осуществляющих аналогичный (а чаще всего идентичный) вид деятельности;

* наличие системы «одного окна», когда запрос поступает в группу компаний, а в дальнейшем распределяется между субъектами группы в зависимости от системы налогообложения. Критерий может доказываться налоговыми органами данными с сайта группы компании и/или СМИ, где указывается на возможность продавать товар как с НДС, так и без него; контрольной закупкой.

Отметим также, что на практике данные критерии используются контролерами в совокупности, и как указывал Верховный Суд РФ: соответствие структуры конкретного бизнеса одному из этих критериев само по себе еще не свидетельствует об искусственном дроблении бизнеса. Как и во многих налоговых спорах, решение вопроса о наличии либо отсутствии дробления бизнеса будет находиться в доказательственной плоскости.




[1] С 1 января 2021 года налогоплательщики, чьи доходы превысили 150 млн руб., но не превысили 200 млн руб., и (или) численность работников превысила 100 человек, но не превысила 130 работников, не утрачивают право на применение УСН, а уплачивают налог по повышенным ставкам:

8% для объекта «доходы»;

20% для объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов».



Свяжитесь с нами!

Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Связаться с экспертом
м. Тульская г. Москва, Духовской переулок, д. 17, стр.1 Показать на карте
м. Полянка г. Москва, ул. Большая Полянка, д 15 Показать на карте