09.07.2021
«Коммерческая осмотрительность»вместо «Должной осмотрительности»
Сегодня хотели остановиться на проблеме соблюдения осмотрительности при выборе контрагентов с целью предотвращения возможных налоговых рисков.
Это важно для любого бизнеса: претензии, связанные с несоблюдением осмотрительности, налоговики предъявляют как к крупным игрокам, так и к среднему и малому бизнесу.
Какие произошли изменения?
Какие требования сейчас выдвигаются налоговиками?
Концептуально изменилась позиция налоговых органов: выдвинут новый стандарт поведения предпринимателей - «коммерческая осмотрительность» взамен ранее применявшегося стандарта «должной осмотрительности». Под соблюдением осмотрительности налоговики теперь понимают не просто проверку формальных данных о контрагенте, но и его возможность реально и качественно исполнить сделку, то есть существенно изменилась глубина проверки.
Чтобы должная осмотрительность считалась проявленной, среди прочего нужно проверить:
- деловую репутацию контрагента, его опыт и платежеспособность
- наличие ресурсов (производственных мощностей, квалифицированного персонала) и возможность исполнения его обязательств по договору
Важно учитывать: рекомендован обязательный мониторинг контрагента.
Осмотрительность будет считаться проявленной, если оценка контрагента, возможность им исполнения сделки проводится налогоплательщиком не только на этапе заключения сделки, но и в процессе ее исполнения.
Что нужно предпринять уже сейчас, чтобы не было претензий проверяющих?
Пересмотреть Положения и Регламенты по проверке контрагентов под новый стандарт.
Если такого Регламента еще не было, не стоит откладывать, надо обязательно разработать.
Многие обращаются к нам уже тогда, когда выездная налоговая проверка закончилась и проверяющим не представлено доказательств, что в организации вообще действует какая-либо система проверки контрагентов, есть специальный локально-нормативный акт, предусматривающий прохождение данной процедуры.
Как правильно работать с самозанятыми?
Из часто задаваемых нам вопросов:
-
Подходит ли применение режима Налога на профессиональный доход моему бизнесу?
-
Когда нерискованно работать с самозанятыми?
-
Можно ли привлекать в качестве самозанятого лицо, которое ранее получало от компании доход по гражданско-правовому договору без оформления в штат?
-
Как избежать рисков переквалификации отношений с самозанятыми в трудовые, если самозанятый постоянно оказывает услуги только одной компании?
-
Могут ли сами самозанятые использовать чужой труд, не теряя права на льготный режим?

Как показала обратная связь по публикации прошлой недели – есть стереотип среди предпринимателей, что работа с самозанятыми очень рискованна, и в случае налоговой проверки будет однозначно признана схемой ухода от налогообложения. Это далеко не так, и поэтому мы решили обозначить основные нюансы режима применения Налога на профессиональный доход (НПД).
Работа с самозанятыми полностью законна и выгодна при правильном выстраивании взаимоотношений прежде всего для мелкого и среднего бизнеса. Сам закон направлен на вывод «из тени» доходов значительного слоя населения и поэтому легально разрешает компаниям привлекать самозанятых, которые платят из полученного дохода 6% НПД, ранее получавшего «в конверте» и сокрытого от налогообложения.
В ЧЕМ ПЛЮСЫ ТАКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА?
- Привлечение в качестве исполнителей самозанятых, позволяет бизнесу отказаться от сомнительных схем и серых зарплат.
- Если Вы поручаете работу самозанятому, то он сам исчисляет со своего дохода налог (при работе с компаниями в размере 6%), который не надо удерживать при выплате, и Вы не платите за него никаких страховых взносов.
- Исключается необходимость наличного расчета.
- Отпадает необходимость в сдаче отчетности по таким исполнителям, что также экономически выгодно, так как снижает затраты на бухгалтерские услуги. При этом и сам самозанятый также не обременяется сдачей деклараций и отчетов, а регистрация в качестве самозанятого проста и не вызывает сложностей.
Важно!!! Есть ограничения по видам деятельности для возможности применения режима НПД, сумме дохода (не более 2,4 млн. руб. за год), а также запрет на оказание самозанятыми услуг действующим или бывшим работодателям (компаниям или ИП), если с даты увольнения прошло менее 2-х лет.
КАКИЕ РИСКИ СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫСТРАИВАНИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ?
Основной риск по работе с самозанятыми - риск переквалификации ГПД с самозанятым в трудовой договор:
- со стороны налогового органа – цель переквалификации фискальная –доначисления НДФЛ, страховых взносов;
- со стороны самого самозанятого – цель попытки переквалификации через суд – получение предусмотренных трудовым кодексом гарантий.
Судебная практика показывает основные причины возможности такой переквалификации:
- неправильно составленный договор с самозанятым;
- неверное выстраивание организации работы с самозанятым;
- неразумность привлечения самозанятого и др.
Отсюда следует ВЫВОД: при привлечении самозанятых крайне необходимо правильное выстраивание процессов работы с ним, грамотно составленный договор и документооборот, резонность такого привлечения.