Вопрос функционирования холдингов в России - весьма своеобразный. Поясню: с одной стороны, нет отдельного закона о холдингах, кроме банковских. Хотя в Налоговом кодексе фигурирует понятие консолидированной группы, но на практике применимо оно только к отдельным представителям крупного бизнеса, таким, как Газпром. С другой стороны, аффилированными юридическими лицами рано или поздно обрастает даже малый бизнес. Хотя холдингом их назвать весьма сложно.
Реалии большинства групп компаний:
все договорённости между учредителями зафиксированы в основном понятийно;
активы и договоры между компаниями распределены хаотично;
сотрудники тоже распределены без всякой логики, многие из них даже точно не знают, в каком юридическом лице они оформлены, а знают лишь название основной компании;
кто-то создает параллельные бизнесы, а затем приходит к пониманию, что сил на их контроль не хватает - нужна управляющая компания.
Действительно, возникает очень много типовых вопросов, например:
как позиционировать и юридически оформить собственника (бенефициара, первое лицо в бизнесе и т.п.)? Естественно, собственнику хочется сохранить контроль и иметь такое название должности, которое соответствует его положению в иерархической лестнице. Как назвать себя - президент или председатель совета директоров, и что за этим стоит?
как контролировать деятельность каждой компании?
не будут ли предъявлены налоговые претензии в связи с тем, что налоговые органы вменят необоснованную выгоду в связи с искусственным дроблением бизнеса;
как обезопасить активы;
и т.д.
Что говорит о том что бизнес требует трансформации, структурирования, преобразования:
финансовые результаты, которые не устраивают;
понимание высокого уровня рисков, в том числе полученного после их оценки;
невозможности реализовать конкретную задачу: привлечение инвестиции, новых партнеров, выхода на новый рынок;
невозможность выхода учредителя из операционного на стратегический уровень управление;
изменение внешних факторов: требований государства, рынка и т.д.
Вектор государственной налоговой политики направлен в сторону усиления налогового контроля и повышения эффективности налоговой системы.
Тенденция будет, усиливается. К сожалению, оптимизаторы по-прежнему предлагают так называемые «белые и серые» компании -"прокладки" разной степени аффилированности с фирмой-однодневкой в конце. Они успешно разваливаются налоговыми и правоохранительными органами по свидетельским показаниям, нарушениям оформления документов и т.д. В течение ближайшего года – двух, риски по ним будут расти в геометрической прогрессии.
МНОГИЕ ЗАДАЮТСЯ ВОПРОСОМ: КАК РАБОТАТЬ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ?
Для многих компаний, работавших с малой рентабельностью в 10-15 %, переход на работу в белую не так прост. Чем перекрыть затраты на дополнительную нагрузку?
Только глубокая интеграция законного налогового планирования в бизнес- процессы и смежные финансово-правовые плоскости и параллельная пере структурирование бизнеса даст нужный вам результат.
Без этого понимания и перестройки бизнеса для очень многих налоговые претензии так и будут висеть как «дамоклов меч» над бизнесом. Согласитесь, это - не дело.
Мы считаем что как минимум понимать риски и их минимизировать, как максимум структурирование бизнеса с учетом понимания всех понимание рисков в финансово-правой плоскости и минимизация их.
Нужно рассматривать в тесной взаимосвязи вопросы налогового планирования, управленческого контроля и учета, защиты активов с учетом краткосрочных и долгосрочных целей учредителей, которые часто, кстати, даже не сформулированы. Они фактически все взаимосвязаны, поэтому мы говорим, что нужно решать и подходить к вопросу системно.