+7(495) 236-77-50
все города
Поиск по сайту
 





НАШИ АККРЕДИТАЦИИ, ДОПУСКИ И СТАТУСЫ
Входим в ТОП крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний России
Член СРО "Содружество"
Пройден контроль СРО Содружество
Реальные аудиторы в штате компании
Член международной ассоциации EuraAudit International
Представительства в большинстве регионов России
Член Российского общества оценщиков
Аккредитация в Казначействе России по размещению гос. заказов
Сертификация ISO 9001:2008
Лицензия ФСБ на право работы с гос.тайной
Официальный партнер (франчайзи) фирмы "1С"
Аккредитация в СРО арбитражных управляющих
На рынке с 2000 года
Свой учебный центр
МЫ В СМИ
25.09.2020
Круглый стол: «Серые зарплаты»
19.09.2020
Нотариальное заверение скриншотов
31.08.2020
Проверки – типовые ошибки и правовая линия защиты
31.08.2020
Самозанятые сдаются налоговой
СЛУЖБА КАЧЕСТВА
ПИСЬМО РУКОВОДИТЕЛЮ
НАША КОМАНДА!

Банк заблокировал счет: какие действия предпринять


В настоящее время ЦБ РФ, Росфинмониторинг, банки и налоговые органы тесно взаимодействуют между собой. При этом осуществляется сбор информации о клиенте и выгодоприобретателе, их деловой репутации, анализируется характер и структура платежей, налоговая нагрузка клиента. В частности, для определения минимальной налоговой нагрузки кредитные организации могут использовать отношение сумм налогов и сборов, уплаченных клиентом, к объемам списания денежных средств с его счетов. С учетом этого компании нередко сталкиваются с ситуациями, когда банк заблокировал счет или ограничил доступ к системе "Клиент-банк".

Рассмотрим эти ситуации и причины, по которым они могут произойти.
 

Ситуация 1

Банк приостановил (заблокировал) операции по счету 
Приостановление операций по счету возможно только в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе по решениям других контролирующих органов. Право принимать такие решения закреплено в Налоговом кодексе, Законах о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о банках и банковской деятельности и т.д.
 Например, денежные средства на счете могут быть заблокированы по решению налогового органа если компания не исполнила требование об уплате налога (пеней, штрафа) или в течение 10 рабочих дней со дня окончания установленного срока не представила налоговую декларацию. Также отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции может быть следствием непредставления клиентом банку каких-либо документов или у банка возникли подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма.
 
Какие действия необходимо предпринять компании в данном случае?
 
Шаг 1. Установить причины блокировки счета
В большинстве случаев банк блокирует и разблокирует счет на основании решений налоговых органов. Поэтому для разблокировки счета будет достаточно выполнить процедуру, предусмотренную налоговым законодательством. Например, в случае неисполнения требования об уплате налогов, пеней, штрафов, достаточно внести оплату и представить в налоговый орган исполненное поручение на оплату (выписку банка): счет должен быть разблокирован не позднее, чем на следующий рабочий день после получения выписки.  

Шаг 2. Предоставить банку документы (письменные пояснения) 
Если банк воспользовался правом заморозить (блокировать) счет в связи с наличием подозрений, что операция совершается, в частности, в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, то компания вправе представить в банк письменные пояснения и документы, подтверждающие законность (легальность) платежей. Поскольку четкий перечень таких документов законодательно не установлен, на наш взгляд, компания может представить в банк любые, по ее мнению, подтверждающие законность платежей документы или уточнить в банке необходимый к представлению для разблокировки счета перечень таких документов.

Ситуация 2

Банк ограничил доступ к системе "Клиент-банк"  
Право банка ограничить доступ к системе "Клиент-банк" законодательством не предусмотрено. Однако банк мог воспользоваться методическим рекомендациями Банка России (апрель 2016г), в которых банкам предлагается в ряде случаев ограничить доступ клиентов к системе "Клиент-банк". При этом действующее законодательство не запрещает клиенту банка открыть новый счет в другом банке, если по существующим счету доступ к системе "Клиент-банк" ограничен.

Так, банк может отказать в предоставлении клиенту услуг пользования системы «Клиент-банк» по причине совершения операций, которые, по мнению банка, носят в том числе запутанный и (или) необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла и (или) очевидной законной цели (Банк России считает, что такие операции могут совершаться для вывода капитала, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения).

Кроме того, ограничение доступа может быть введено банком, если списание денежных средств с банковского счета не превышает трех миллионов рублей в месяц; операции по банковскому счету носят нерегулярный характер; уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ с банковского счета не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по такому счету, при этом размер сумм НДФЛ, уплачиваемых с заработной платы работников компании, может свидетельствовать о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы).
 
В данном случае можно порекомендовать следующее
 
Шаг 1. Директору компании лично обратиться в банк 
Целесообразно подать письменное заявление с просьбой предоставить полный доступ к системе к системе "Клиент-банк". Одновременно можно уточнить в банке, какие документы необходимо предоставить для снятия ограничения необходимый к представлению для разблокировки счета перечень таких документов.

Шаг 2. Предоставить в банк документы (письменные пояснения)  
При необходимости нужно предоставить в банк сведения о клиенте, выгодоприобретателе, бенефициарном собственнике доходов, информацию в подтверждение исполнения обязанности клиента по уплате налогов и сборов и другие документы, которые банк запросит для снятия ограничения. 
Кроме того, если ранее компания не проводила банковские операции продолжительное время (в среднем 3 месяца), а потом начала использовать счет, то необходимо предоставить объяснение о причинах начала активного использования счета, подтверждаемых соответствующими договорами (контрактами) и (или) иными документами.

Отметим, что судебная практика по рассмотренным ситуациям крайне немногочисленна, поэтом эффективную защиту прав в каждом конкретном случае возможно осуществить только с учетом  всех обстоятельств и по результатам анализа совокупности документов.

Кроме того, наш опыт подсказывает, что блокировка счета банком или ограничение доступа к системе "Клиент-банк" является следствием не только формальных нарушений законодательства и человеческого фактора, но косвенно может свидетельствовать о необходимости пересмотреть структуру бизнеса в целом: оценить финансовые потоки, перераспределить налоговую нагрузку, проанализировать структуру доходной и расходной части. Этому вопросу посвящено  у нас достаточно много статей.




Уважаемые дамы и господа!
Мы всегда рады ответить на Ваши вопросы!
Имя*
Телефон
E-mail*
Сообщение*
* Поля обязательные для заполнения
Мы в соцсетях:

Уникальное предложение

Возврат к списку

Наши банки партнёры

партнёр аудиторской компании аип
партнёр аудиторской компании аип
партнёр аудиторской компании аип
партнёр аудиторской компании аип
партнёр аудиторской компании аип
© 2008-2019 Аудиторско-консалтинговая группа «АИП» - Решения для защиты, сохранения и развития Вашего бизнеса.