Рынок туруслуг нуждается в обновлении законодательства
Как отметил С. Елин, в последнее время проблемы на туристическом рынке приобретают все более масштабный характер, выявляя, к сожалению, несовершенство законодательной базы, регулирующей данную сферу правоотношений. «Повальное банкротство туристических операторов и компаний привело к плачевным последствиям: у огромного количества наших сограждан был испорчен или вовсе сорван запланированный отдых», – напомнил он, добавив, что это и подвигло профильное ведомство скорректировать законодательство в сфере туризма. По мнению эксперта, превентивные меры, направленные на предупреждение ситуаций, аналогичных тем, что возникли в результате банкротства «Невы», «Лабиринта», «Экспо-Тура» и других компаний, хотя бы отчасти защитили интересы туристов, однако для этого необходимо учесть ряд деталей. – Идея проводить аудит туроператоров сама по себе интересная и жизнеспособная, но в том виде, в котором она предлагается сегодня, она мало что даст. Поясню: проведение обязательного аудита регламентируется, в первую очередь, законом «Об аудиторской деятельности». Согласно нему, компании с выручкой более 400 млн рублей в год подпадают под обязательный аудит. У крупных туроператоров, как правило, выручка больше этого порога, то есть они по закону должны проверяться, но по факту этого не происходит. Почему же? Проблема в том, что нет ответственности за непроведение обязательного аудита. И еще одно: допустим, аудит провели, но кому известны его результаты? Никому. Поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить раскрытие информации о результатах аудита. Сейчас, к примеру, это требование действует для открытых акционерных обществ. Туроператоры, как правило, работают в форме ООО или ЗАО, а значит, не обязаны обнародовать отчетность и результаты аудита, – рассказал Сергей Елин. Также, по мнению руководителя аудиторско-консалтинговой группы «АИП», важно, чтобы эта информация доходила и до пользователей – туристов, и до Ростуризма, и, конечно же, до контролирующих органов, ведь мало кто из рядовых граждан, пользующихся услугами туристических фирм, достаточно компетентен, чтобы на основании результатов аудита судить о финансовом положении компании. В эфире LifeNews Сергей Елин подчеркнул, что аудиторское заключение должно включать сведения не только о достоверности бухгалтерской отчетности, но и выводы о том, насколько стабильно экономическое состояние компании. Дополнительно эксперт рассказал о рисках туристов, связанных с финансовой неустойчивостью турагентов, которые часто принимают деньги у населения – интернет-сайтов по продаже билетов и бронированию отелей. «На этих игроков рынка законодательство о финансовом обеспечении (страховка и банковская гарантия) не распространяются, а деньги через них проходят колоссальные. В отношении них нужен дополнительный контроль, тем более не редки ситуации, когда такие фирмы бесследно пропадали, не переведя деньги туристов конечному получателю», – считает С. Елин. В заключение руководитель АКГ «АИП» пояснил, что для эффективной защиты интересов туристов требуются корректировки и в законодательстве о туризме, и в законодательстве об обязательном аудите: – Необходимо ввести ответственность за непроведение обязательного аудита, повысить информативность его результатов, ввести обязательный аудит для всех туроператоров и обязанность раскрывать его результаты, а также установить более жесткие требования к турагентам. 14.08.2014 |