"Семинар 23.05.24: Партнерство и владельческий контроль – от договоренностей к гарантиям. Подробнее

Разработка регламента должной осмотрительности

29.04.2022
1458

Десятого марта прошлого года Федеральная налоговая служба выпустила стандарт, по которому налоговые инспекторы начали оценивать выбор контрагента. Если будет установлено, что руководство предприятия знало, что их партнёр является техническим, то риск того, что все вычеты по налогу на добавленную стоимость и расходы по нему снимут, повышается в разы. Исключить его призван регламент должной осмотрительности, который нужно своевременно утвердить.

Он актуален для любого предприятия, в том числе того, которое добросовестно и в полной мере платит обязательные государственные платежи и ведёт свою деятельность в соответствии с буквой закона. Это обусловлено тем, что оно не застраховано от сотрудничества с недобросовестным партнёром, «вычислить» которого можно проявив осмотрительность при его выборе. Что она собой представляет и каким образом нужно проявлять её, чтобы исключить крупные штрафы и доначисления? Узнайте об этом далее!

Что такое должная осмотрительность и её регламент?

Определение «должная осмотрительность» в первый раз появилось в Постановлении №53 Пленума Верховного административного суда от 12.10.06 г.. Несмотря на это, в Налоговом кодексе РФ оно не используется. В пункте 10 вышеупомянутого Постановления указано следующее: если инспекторы Федеральной налоговой службы обнаружат доказательства того, что выбирая партнёра налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и/или знал о нарушениях налогового законодательства с его стороны, налоговая выгода будет признана необоснованной.

Это значит, что налогоплательщика, который уменьшает налоги нелегальными способами и при помощи компаний-однодневок завышает расходы по липовым договорам, признают неблагонадёжным. Нужно понимать, что из-за отсутствия данного определения в законодательстве представители налоговой инспекции трактуют его по-своему, и нередко – в свою пользу, доначисляя обязательные платежи из-за того, что предприятие не проявило должной осмотрительности.

В такой ситуации регламент должной осмотрительности можно построить руководствуясь правилами делового оборота. Это – оптимальное решение, поскольку согласуется со стандартом осмотрительного поведения, выпущенным Федеральной налоговой службой. Именно его соблюдают предприятия при выборе партнёров и сотрудничестве с ними.

Контрагентам важно понимать, что несмотря на отсутствие понятия должной осмотрительности в законодательных актах и Налоговом кодексе, налоговая служба и Министерство финансов активно используют его в письмах и рекомендациях, а суды – учитывают при рассмотрении конфликтов и споров. Впрочем, если учесть текст вышеупомянутого Постановления ВАС, то факт невыполнения партнёром налогоплательщика своих обязательств перед бюджетом не является поводом для крупных доначислений, поскольку вины последнего в том нет. В то же время исключить негативные последствия от такого сотрудничества можно лишь при условии, что он не знал о недобросовестности партнёра и сам не принимал участия в его схемах.

Особенности регламента соблюдения принципа должной осмотрительности

К сожалению, определённого перечня мероприятий, которые позволили бы действовать согласно букве закона, выявляя неблагонадёжных контрагентов на законодательном уровне, не существует. Всё зависит от обстоятельств в той или иной определённой ситуации. Нередко бывает так, что один и тот же комплекс мер может быть признан достаточным для одного налогоплательщика и недостаточным для другого.

В Письме налоговиков от 12-го мая 2017-го года чёрным по белому написано, что перечень документов и действий не может быть исчерпывающим. В другом же письме (от 15-го сентября 2017-го года) есть уточнение о том, что регламент должной осмотрительности при выборе контрагента предусматривает комплексное изучение различных аспектов его деятельности, а не просто подтверждение его регистрации на официальном web-сайте налоговой службы. Подозрения должны зародиться при наличии следующих факторов:

  • Отсутствуют данные о прохождении соответствующей регистрации в ЕГРЮЛ;
  • Предприятие было зарегистрировано совсем недавно;
  • Отсутствуют официальный web-сайт и реклама в соответствующих изданиях;
  • Предприятие уже неоднократно принимало участие в судебных спорах;
  • Нет юридического адреса или предоставлен адрес массовой регистрации;
  • Отсутствуют документы, подтверждающие полномочия руководителя;
  • Заключение договора происходило без личного знакомства между руководителями предприятий.

Минимальный комплект документации, которую нужно запросить у будущего партнёра перед заключением с ним сделки, включает в себя:

  • Выписка о регистрации из ЕГРЮЛ;
  • Устав предприятия;
  • Копия его индивидуального налогового номера;
  • Документ, подтверждающий полномочия лица, которое подписывает договор.

Таким образом, сверив полученную документацию со сведениями на официальном сайте ФНС и из других открытых источников, можно подтвердить существование предприятия. Кроме того, могут потребоваться сведения о:

  • Полученных лицензиях, если они необходимы для ведения тех или иных видов деятельности – узнать можно в открытых источниках в Интернете;
  • Количестве сотрудников в штате (ССЧ) – для подтверждения того, что партнёр располагает человеческими ресурсами для выполнения условий договора;
  • Наличии производственного оборудования, мощностей, транспортных средств, необходимых для выполнения условий договора;
  • Членстве в саморегулируемой организации – узнать можно на её официальном web-сайте.

Кроме того, может потребоваться бухгалтерская отчётность с отметкой налоговой. Изучив её, можно сделать выводы о работе компании и дать оценку её финансовой стабильности. Согласно ФЗ № 134 от 1-го мая 2016-го года, информация о количестве сотрудников, объёме обязательных платежей, доходах и расходах, отражённых в отчётности, а также штрафах и нарушениях более не является налоговой тайной.

Что может служить обоснованием выбора партнёра?

Правильная разработка регламента должной осмотрительности от экспертов АКГ «АИП» позволит самостоятельно собирать и хранить всю необходимую информацию о партнёре в отдельном досье. Если сотрудничество с ним налогоплательщика вызовет вопросы у представителей ФНС, этот документ позволит доказать его полноценную проверку на добросовестность. Кроме того, мы рекомендуем хранить и сведения о проводимых сделках, в том числе и переписку. Это необходимо для того, чтобы доказать их реальность.

Если представители ФНС дают запрос на обоснование выбора того или иного партнёра, нужно отправить им подробной ответ, приложив всю имеющуюся информацию из досье. Упоминание всех деталей даст налогоплательщику возможность проще и быстрее доказать, что он предпринял все соответствующие меры для определения благонадёжности контрагента и не имел умысла получить незаконную налоговую выгоду от сделки.

При создании регламента эксперты АКГ «АИП» особое внимание уделяют безопасности клиента. Их усилиями он сможет легко доказать реальность сделки в том случае, если налоговики потребуют соответствующих пояснений.

Другие статьи

Свяжитесь с нами!

Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Связаться с экспертом
м. Тульская г. Москва, Духовской переулок, д. 17, стр.1 Показать на карте
м. Полянка г. Москва, ул. Большая Полянка, д 15 Показать на карте
Телефон +7 (495) 236-77-50 ПН-ПТ 09:00 - 18:00 info@ap-group.ru