Проверка налоговых рисков

15.04.2022

Своевременное выявление налоговых рисков и их устранение – важная задача, направленная на сведение к минимуму вероятности финансовых потерь вследствие действий представителей Федеральной налоговой службы. Последние возникают по разным причинам и считаются неблагоприятными для любой компании правовыми последствиями. Если её руководство ведёт неэффективную внутреннюю политику или стремится платить меньше налогов используя нелегальные схемы, риски повышаются в разы.

Выявление налоговых рисков: какими они бывают?

Классификация рисков осуществляется по разным критериям. В частности, принято выделять следующие их виды:

  • Предсказуемые и непредсказуемые;
  • Внутренние и внешние;
  • Систематические и несистематические.

Нередко возникает не один и не два риска, а их целые комплексы, которые наступают:

  • До того, как возникла спорная ситуация с налоговиками;
  • Во время проведения налоговой проверки по перечислениям;
  • Во время конфликта с ФНС после вынесения её представителями решений или составления актов.

Каждый из этапов споров сопровождается целым рядом других рисков. Они могут быть:

  • Информационными – возникают из-за дефицита информированности, отсутствием или двусмысленностью регулирования на законодательном уровне;
  • Репутационными – возникают из-за разногласий с представителями ФНС и негативно влияют на партнёрские отношения с контрагентами и кредиторами;
  • Процессуальные – возникают из-за несоблюдения сроков или требований налоговых норм из-за дефицита регулирования финансовых процессов при ведении коммерческой деятельности;
  • Окружающие – возникают из-за разности восприятия норм законодательства представителями налоговых органов и налогоплательщиками.

Чек-лист налоговых рисков: как их выявить и устранить?

Для того чтобы максимально точно и эффективно определять налоговые риски, оптимально привлекать экспертов из специализированной компании – например, АКГ «АИП». Далее мы расскажем об основных налоговых рисках по уплате налога на добавленную стоимость и прибыль, способах их определения и устранения.

Риск первый: Сотрудничество с ненадёжными партнёрами

Для того чтобы выявить его, нужно проанализировать сведения о контрагентах, с которыми заключены контракты на крупные суммы, использовав открытые источники. Если этого не сделать и продолжить сотрудничество с неблагонадёжным партнёром, можно столкнуться с отказом ФНС принимать расходы по налогу на прибыль и добавленную стоимость.

Для того чтобы правильно дать оценку этому риску и устранить его, нужно проверить все документы, связанные с ним, на предмет правильности оформления, наличие несоответствий и изменение требований с учётом продолжительности времени сотрудничества. При обнаружении любого негативного фактора нужно устранить его. Помимо этого, следует проверить полноценность выплаты партнёрам в соответствии с действующими с ними договорами. Если нет – нужно действовать в соответствии с законодательством, вплоть до подачи иска в суд.

Риск второй: Переквалификация движимого имущества в недвижимое

Если представители налоговой инспекции решат, что имущество, декларируемое компанией как движимое, является недвижимым, возникнет риск доначисления налога на имущество. Для того чтобы дать правильную оценку налоговых рисков, нужно выбрать имущество, которое не включено в соответствующий расчёт, и определить, является ли оно неотъемлемой составляющей недвижимого объекта. Помимо этого, следует понять, насколько прочно оно связано с землёй.

Если ответы – «Да, является» и «Да, связано», нужно предпринять следующие меры:

  1. Направить юридический запрос поставщику или производителю на предмет получения сведений о доступности демонтажа имущества и его задействования на других объектах;
  2. Оформить его выбывание из производственного цикла с заменой на новое;
  3. Заказать экспертизу с получением заключения независимого специалиста, который подтверждает, что имущество является движимым.

Риск третий: Законность дробления бизнеса

Если бизнес представлен холдингом или группой компаний и в его входит не одно, а сразу несколько юридических лиц, нужно проверить налоговые риски его структуры для того, чтобы исключить доначисление налоговых обязательств. В процессе нужно выявить юрлица и индивидуальных предпринимателей, работающих в специальных налоговых режимах и пользующихся льготами и преференциями. Последние могут заключаться в сниженных ставкам по налогам, льготами для компаний, работающих в сфере IT, и т. п..

О наличии рисков говорит следующее:

  1. Один управленческий аппарат для всех предприятий;
  2. Наличие одной общей бухгалтерии, складских, торговых, офисных помещений;
  3. Одни контактные номера телефонов и один юридический адрес.

Для того чтобы устранить налоговые риски, можно заказать услуги специализированной компании, сотрудники которой:

  • Минимизируют признаки, которые говорят об искусственном дроблении бизнеса;
  • Разработают его экономическое обоснование, руководствуясь законодательными нормами и актами;
  • Соберут комплект защитных документов и предложат варианты структурирования ГК.

Риск четвёртый: Переквалификация займа в инвестиции

Если не предпринять необходимых шагов для того, чтобы свести этот риск к минимуму, представители ФНС откажутся учитывать расходы по выплатам заёмных процентов и доначислять налог на прибыль. О наличии риска говорят следующие факторы:

  • Игнорирование регулярного погашения процентов и тела займа;
  • Отсутствие чёткого графика его погашения;
  • Отнюдь не рыночная ставка по процентам;
  • Приобретение дорогих активов на заёмные средства.

Минимизация данного риска осуществляется следующим образом:

  • Поиск причин, позволяющих запустить процедуру взыскания долга;
  • Её запуск путём переписки с заёмщиком;
  • Подача соответствующего иска в арбитражный суд;
  • Заключение соглашения, при котором заёмщик вносит залог и погашает заём по графику.

Риск пятый: Переквалификация сотрудничества с самозанятыми и индивидуальными предпринимателями в трудовое

Если не свести к минимуму этот риск, будут начислены дополнительные страховые взносы и налог на доходы физических лиц. Факторы, свидетельствующие о его наличии:

  • Проведение работ или предоставление услуг согласно правилам внутреннего трудового распорядка компании;
  • Наличие фиксированной оплаты за сам трудовой процесс, а не за полученный результат;
  • Одинаковые суммы выплат, производимых на регулярной основе;
  • Поиск специалистов за счёт размещения объявлений о найме на работу;
  • Прохождение кандидатами собеседования в отделе кадров, а не путём общения через юридический отдел или отдел закупок;
  • Наличие рабочих мест в офисе или на производственных мощностях клиента;
  • Предоставление услуг ИП или самозанятого исключительно одной компании, отсутствие у них других клиентов.

Каким образом устранить этот риск? Сначала нужно остановить трудовые взаимоотношения с ними на прежней основе. Для привлечения к работе таких сотрудников нужно отказаться от использования платформ, на которых дают объявления о работе (оптимально искать их через специальные сервисы). Сотрудничество должно осуществляться на основании правильно оформленного договора и отсутствием (если это возможно) у исполнителя рабочего места в офисе или на производстве компании.

Другие статьи

Свяжитесь с нами!

Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Связаться с экспертом
м. Тульская г. Москва, Духовской переулок, д. 17, стр.1 Показать на карте
м. Полянка г. Москва, ул. Большая Полянка, д 15 Показать на карте
Телефон +7 (495) 236-77-50 ПН-ПТ 09:00 - 18:00 info@ap-group.ru