В начале 2019-го года сразу в четырёх субъектах Российской Федерации стартовал налоговый эксперимент. Он заключался в легализации самозанятости и возможности платить налог на профессиональный доход – и оказался настолько успешным, что сегодня самозанятые успешно работают практически по всей территории РФ. Юридические лица поняли, что нанимать их очень выгодно, поскольку не требуется платить взносы и налоги.
В то же время существует целый ряд особенностей сотрудничества с ними, которые нужно знать и правильно применять в работе для того, чтобы исключить любые налоговые риски. Если Вы хотите быть уверены в исключении любых ошибок, можете заказать у нас профессиональное бухгалтерское сопровождение.
Кто такие самозанятые и почему их выгодно нанимать на работу?
Самозанятость – это одна из форм получения вознаграждения за труд напрямую от заказчика. В отечественном законодательстве это понятие появилось в 2017-ом году, позволяя представителям целого ряда профессий (переводчики, программисты, няни, репетиторы, прочие) получить этот статус. Он предусматривает их регистрацию в качестве налогоплательщиков с профессионального дохода и позволяет быть в этом статусе как физическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям.
Сегодня предприятия и сами индивидуальные предприниматели нанимают их на проведение определённых работ, не требующих наличия постоянного специалиста в штате. В процессе используют один из видов договоров: гражданско-правовой, подряда, на предоставление услуг. Такие специалисты нередко работают на дому, их не нужно оформлять в штат, а их работа привязана к определённому результату, что действительно удобно и по-настоящему выгодно.
Основные преимущества сотрудничества с самозанятыми заключаются в следующем:
Как начать работу с самозанятым?
Как уже упоминалось, для этого достаточно заключить договор. Если самозанятый не является индивидуальным предпринимателем, нужно предварительно убедиться в следующем:
В последнем случае превышение данного порога чревато для самозанятого потерей статуса: он становится обычным физическим лицом, нанимая которое работодатель должен заплатить соответствующие налоги. Если же он этого не сделает, представители налоговой службы начислят ему штрафы и пени. Чтобы определить статус лица, которое Вы нанимаете для выполнения проекта, перейдите на сайт налоговой инспекции, введи в соответствующие поля индивидуальный налоговый номер самозанятого и дату, на которую нужно определить актуальность статуса. Кроме того, можно попросить самозанятого предоставить справку, подтверждающую то, что он официально является плательщиком налога на профессиональный доход.
Особенности заключения договора и сотрудничества с самозанятым
В гражданско-правовом договоре, подписываемым сторонами, должны быть прописаны следующие пункты:
Для того чтобы исключить его перевод в трудовой договор, не забудьте закрепить статус исполнителя. Это значит, что в договоре должно быть чётко прописано, что юридическое лицо является заказчиком, а не работодателем, а самозанятый – исполнителем, а не наёмным сотрудником. Кроме того, в нём не должны фигурировать такие понятия, как «трудоустройство», «заработная плата», «рабочее время». Также следует:
В последнем случае самозанятый обязуется письменно предупредить об этом компанию-нанимателя в течение трёх рабочих дней.
Если предоставление услуги происходит сразу после договорённости с предоставлением оплаты, подтверждающей это, достаточно устной договорённости. Эта возможность предусмотрена соответствующим Письмом Федеральной налоговой службы от 20-го февраля 2019-го года.
Согласно статье 14 ФЗ №422, во время расчёта за услуги самозанятый обязан предоставить своему клиенту чек, который тот обязан хранить либо в электронном формате, либо на бумажном носителе.
Риски сотрудничества с самозанятыми
Представители налоговой инспекции имеют право уточнять сведения по невыясненным платежам и задавать вопросы при выявлении нарушений в оформлении и расчёте за услуги самозанятых. Чтобы исключить их, уделите внимание следующим моментам:
Они не должны быть трудовыми. В статье 6 ФЗ №422 чётко указано, что оплата налога за профессиональный доход не распространяется на доход, полученный в рамках трудовых отношений. Был период, когда юридические лица начали активно расторгать трудовые договоры со своими сотрудниками и этим – направлять их на путь получения статуса самозанятых. Понятно, что это было сделано с целью не платить налог на доходы физических лиц и страховые взносы.
Однако, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации такие действия перешли в разряд неправомерных. Сегодня компании имеют право сотрудничать с бывшими сотрудниками, нанимая их в качестве самозанятых, но только если они состояли в трудовых отношениях более 2-ух лет тому назад.
Оно обязательно для того, чтобы признать расходы при расчёте налога на прибыль. Как уже упоминалось, законодательством предусмотрена необходимость предоставления чека юридическому лицу от самозанятого после получения оплаты за предоставление услуг. Он должен быть сформирован в приложении «Мой налог» и при необходимости храниться либо в печатном, либо в электронном виде. Исключительно его наличие позволяет компании списывать оплату за услуги самозанятого на расходы.
Они не могут быть в натуральном виде. Это значит, что юридическое лицо не имеет права рассчитываться за услуги, к примеру, своей продукцией. Это обусловлено тем, что подобные доходы не являются доходами, с которых можно уплатить налог на профессиональную деятельность. При обнаружении их в договоре налоговый инспектор обязует компанию уплатить 13% налога от суммы продукции, предоставленной самозанятому в виде оплаты.
Он обязательно должен быть подтверждён. Перед тем как перечислять оплату, нужно убедиться в его достоверности, воспользовавшись вышеупомянутым сайтом налоговой инспекции. Это очень важно, поскольку договор не может быть заключён с тем, кто не имеет этого статуса, и вызвал бы множество вопросов у представителей налоговой инспекции.
Будьте внимательны и используйте все преимущества от сотрудничества с самозанятыми правильно, исключая ошибки и неточности в оформлении документов!
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.