Бизнес-вечер. ВЭД под защитой: платежные решения, минимизация рисков и настройка владельческого контроля Подробнее

Худший сценарий налоговой проверки: зачем нужно знать его заранее?

03.07.2025
52
Современные реалии ведения коммерческой деятельности таковы, что одна лишь фраза «налоговая проверка» является поводом для стресса у руководителей и бухгалтеров предприятий, и это — не преувеличение. С одной стороны, такая реакция вполне обоснована, поскольку само по себе данное мероприятие связано с большим объёмом дополнительной работы по подготовке пакетов документации и их предоставлению проверяющим от ФНС…

Риски налоговой проверки всегда высоки и связаны с крупными доначислениями, пенями и штрафными санкциями, размеры которых растут из года в год, равно как и число привлекаемых к субсидиарной ответственности выгодоприобретателей и руководителей. С другой же стороны, существует целый ряд законных способов свести к минимуму возможные негативные последствия выездной налоговой проверки, и в этой статье мы о них расскажем.

Налоговые проверки, их суть, виды и особенности

Любая проверка представителями ФНС — это одна из форм контроля, направленная на определение правильности расчётов обязательных платежей в соответствующей компании. Проводят их в соответствии с законодательными положениями, прописанными в статьях 87 и 89 Налогового кодекса. Проверка может быть выездной, а может — камеральной.

Самое название «выездная» определяет посещение инспекторами офиса предприятия и изучение документов на месте. Помимо этого, они имеют полное право на осмотр помещений, выемку документации и даже предметов (к примеру: системных компьютерных блоков, жёстких дисков или USB-носителей). Подобные меры прописаны на законодательном уровне в статьях 92 и 94 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отличие от неё, камеральная проверка не предусматривает выемки и заключается в проверке корректности предоставленных деклараций. Помимо прочего, в ряде случаев может быть проведён осмотр. Другие отличия между камеральными и выездными проверками представлены в нашей таблице ниже:

Параметр сравнения

Камеральная проверка ФНС

Выездная проверка ФНС

Цель проведения

Обнаружить ошибки и неточности в налоговых отчётах, сданных юрлицом, и уведомить его об этом.

Детально изучить, насколько правильно на предприятии исчисляют суммы обязательных платежей и вовремя ли перечисляют.

     

Продолжительность проверочных мероприятий

Согласно пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса — в течение трёх месяцев после того, как налогоплательщик предоставил в ФНС отчётность.

Согласно пункту 6 статьи 89 Налогового кодекса — до 2-ух месяцев, но срок может быть пролонгирован до 4-ёх, а в ряде случаев — и 6-ти месяцев.

     

Как часто может быть проведена?

Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса — после предоставления декларации, в том числе и уточнённой.

Согласно пункту 5 статьи 89 Налогового кодекса — не более одного раза каждые шесть месяцев.

     

Количество проверяемых обязательных платежей

Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса — один, тот, по которому налогоплательщик отчитался.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 89 Налогового кодекса — от одного до сразу нескольких, число не ограничено.

     
Какой период охватывают проверочные мероприятия? Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса — за период, показатели которого зафиксированы в предоставленной отчётности. Согласно пункту 4 статьи 89 и пункту 2 статьи 89.2 Налогового кодекса — за три и даже за пять лет.
     
Может ли проверка быть поставлена на паузу? Такая возможность законодательными нормами не предусмотрена. Согласно пункту 9 статьи 89 Налогового кодекса — может на период до полугода.
     

Может ли быть проведена повторно?

Возможность повторной камеральной проверки законодательными нормами не предусмотрена.

Согласно пункту 10 статьи 89 Налогового кодекса — может в двух случаях. Первый — контроль работы налоговиков вышестоящим органом. Второй — предоставление налогоплательщиком уточнённой декларации с меньшей суммой обязательного платежа по сравнению с предыдущим.

В зависимости от причин, которыми они вызваны, выездные проверки налоговиков бывают разных видов:

  • Комплексными, направленными на проверку всех обязательных платежей и сборов (как правило — за 3 последних года).
  • Тематическими, чаще всего практикуемыми для компаний, которые работают на специальных налоговых режимах.
  • Из-за реорганизации или ликвидации юрлица, охватывающими три года, независимо от времени проведения последней проверки.

Также стоит упомянуть внеплановую налоговую проверку. Она проводится по запросу и требует особых оснований, к примеру — запроса правоохранительных органов или вышестоящего органа ФНС.

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Такой документ, как Концепция планирования выездных налоговых проверок, содержит перечень из двенадцати параметров деятельности юрлиц или, как их называют сами налоговики, общедоступных критериев риска. Планируя проверку, представители ФНС учитывают именно их. Поскольку они общедоступны, этой информацией может воспользоваться любое предприятие и, сделав это правильно, сможет исключить поводы для налоговой проверки или, хотя бы, свести их к минимуму.

Тому, как именно это сделать, мы посвятим целый раздел, в котором будет представлен чек-лист действий, позволяющий сделать это, а пока рассмотрим причины выездной налоговой проверки:

1. Суммы обязательных платежей юрлица ниже, чем средние направлению его деятельности

За основу принимают налоговую нагрузку, то есть соотношение между объёмом уплаченных государству платежей к выручке за определённый период. Среднеотраслевые значения нужно смотреть по коду ОКВЭД на этом сайте, где их специально обобщают и регулярно обновляют налоговики. Играет важную роль и динамика: нагрузка может быть ниже средней по отрасли один раз (к примеру, из-за временных сложностей), однако если это её снижение происходит из года в год. Это — причина для подозрений в использовании нелегальных способов оптимизации.

2. Налоговые и бухгалтерские отчёты показывают убытки

За основание принимают убытки, то есть ситуации когда расходы предприятия больше, чем его доходы. Подобное отражено в отчётности, а именно:

  • отчёте о финансовых результатах, строка «Прибыль (убыток) до налогообложения»;
  • декларации по налогу на прибыль, строка «Итого прибыль (убыток)»;
  • декларации на упрощённой системе налогообложения, строки 250, 251, 252, 253.

Если компания более двух лет работает себе в убыток, это гарантированно привлечёт внимание налоговиков.

3. Среднемесячные показатели заработной платы сотрудников в штате ниже, чем по отрасли

За основу берут среднемесячные показатели заработной платы, которые определяют с учётом годового фонда (заработная плата, компенсации, доплаты, премии, оплата жилья/питания) и числа сотрудников. Найти среднемесячные показатели заработной платы в разных регионах можно на сайте Росстата.

4. Скорость увеличения расходов на предприятии выше, чем получения доходов

За основу берут скорость увеличения расходов и доходов согласно налоговой и бухгалтерской отчётности, предоставленной налогоплательщиком в ФНС. Причём, расчёты производят по налоговым и бухгалтерским сведениям в параллель, уделяя особое внимание следующим соотношениям:

  • быстрый рост расходов на фоне медленного увеличения доходов;
  • более медленное снижение расходов, чем доходов;
  • рост расходов на фоне снижения доходов;
  • большая разница между изменениями доходов и расходов.

Нередко такие «странности» объясняются объективными причинами: увеличение коммунальных платежей, дорогой ремонт оборудования, валютные колебания, прочее.

5. Показатели, которые позволяют работать на специальных режимах налогообложения приближаются к предельным значениям

В Налоговом кодексе прописан ряд показателей, соответствие которым позволяет компании работать по упрощённой системе налогообложения или платить единый сельскохозяйственный налог. Чтобы определить риски проверки по данному критерию, нужно выписать показатели предприятия и посчитать, сколько раз в течение двенадцати месяцев они отклонялись от предельных менее чем на пять процентов.

6. Расходы индивидуального предпринимателя по своему объёму близки к получаемым доходам

В основе этого критерия — доходы и расходы ИП, платящего налог на добавленную стоимость. Риски выездной проверки увеличиваются если их соотношение превышает 83%.

7. Вычеты по налогу на добавленную стоимость превысили долю в 89%

Здесь в основе — доля вычетов по налогу на добавленную стоимость, которые можно определить по соответствующей декларации. Во внимание принимают строки «Общая сумма налога, подлежащая вычету» и «Общая сумма налога, исчисленная с учётом восстановления сумм налога». Сравнивать свои показатели нужно с пределом для возмещения налога за четыре квартала, что следуют один за другим, то есть значением 89%.

8. Прохождение процедуры перерегистрации в разных инспекциях

Если налогоплательщик замечен в регулярных снятиях с учёта в одной инспекции и постановке на учёт в другой, это может быть расценено как попытки уклонения от налогообложения, особенно — если генеральный директор предприятия не проживает в регионе, где оно зарегистрировано.

9. Сотрудничество с посредниками, которое выглядит необязательным

Налоговики определяют его по договорам, заключённым юрлицом, выявляя обстоятельства, при которых оно может получить необоснованную налоговую выгоду и льготы/вычеты, сможет использовать пониженную налоговую ставку, уменьшить налоговую базу или возместить обязательные платежи из государственного бюджета. Привлечь внимание налоговиков могут разовые сделки, завышенные объёмы закупок, взаимная зависимость сторон сделки или регистрация одной из них непосредственно перед её заключением.

10. Игнорирование запросов инспекторов на предоставление той или иной документации или пояснений

Подобные запросы возможны по результатам камеральной проверки, если в налоговой декларации выявлены ошибки или инспекторы увидели несоответствие между сведениями, полученными от юрлица и в ходе проверки. Риски возрастают если налогоплательщик не предоставляет запрошенные данные в течение пяти дней, по истечении которых налоговики могут посетить его сами.

11. Показатели рентабельности активов и товаров ниже средних по отрасли

Во внимание принимают рентабельность активов и продукции в виде товаров, проводимых работ или предоставляемых услуг, которые сравнивают со средними показателями по отрасли. Налоговики пересчитывают их каждый год и размещают соответствующие данные на своём официальном сайте. Если рентабельность меньше средней на десять и более процентов, то риски посещения инспекторами возрастают.

12. Способы ведения деятельности, связанные с высокими налоговыми рисками

Во внимание принимают способы ведения финансово-хозяйственной деятельности, при которых задействуют незаконные схемы, то есть:

  • сотрудничество с фиктивными компаниями-однодневками;
  • фиктивное использование труда инвалидов;
  • продажа недвижимости.
Подобное позволяет получить необоснованную налоговую выгоду. Нередко под подозрение попадают компании, которые не проявили должной осмотрительности при выборе контрагента.

Что даёт понимание вариантов развития событий при визите налоговиков?

Раскрытие информации из Концепции планирования выездных налоговых проверок позволяет юрлицам проводить проверки самостоятельно, а ещё лучше — с привлечением независимых аудиторов. Последние хорошо знакомы с алгоритмами действия представителей ФНС и могут помочь свести к минимуму риски доначислений, штрафных санкций и пеней.

В любом случае, зная вышеописанные критерии, повышающие риски проверки, налогоплательщик имеет возможность планировать свою деятельность таким образом, чтобы его результаты соответствовали безопасным, то есть тем, которые не будут выбиваться из «нормы» с учётом направления деятельности и региона, в котором работает бизнес.

Аудит до визита инспектора: взгляд налоговика изнутри

Реалии современного бизнеса таковы, что претензии со стороны налоговиков давно перестали быть диковинкой, а расцениваются как статистически неизбежное событие. Каждый рубль выручки может несёт в себя потенциальные риски доначислений, пеней и штрафных санкций. Знание максимальной суммы возможных претензий от ФНС позволяет:

  1. Свести к минимуму уязвимости до визита инспектора за счёт исправления ошибок на стадии работы, до назначения проверки. Такой подход исключит привлечение внимания со стороны налоговиков и сделает компанию «не интересной» для проверки.
  2. Всегда быть готовым к проверочным мероприятиям. В таких компаниях вся документация, которая может потребоваться при проверке, всегда собрана и наготове. Команда знает, как действовать в разных ситуациях, правовая позиция компании сформирована.
  3. Обеспечить финансовую подушку безопасности. Зная риски и худшие варианты развития событий, руководство и собственники предприятия могут сформировать резервы, которые исключат обрушение ликвидности из-за доначислений.
Вышеперечисленное позволит не бояться проверок, обеспечит стабильность бизнеса и сделает возможным долгосрочное планирование. Всё это стало возможным благодаря подходу, который позволяет увидеть все слабые звенья и риски финансово-хозяйственной деятельности компании глазами налогового инспектора.

Ежегодный аудит — самый дешёвый страховой полис

Внутренний налоговый аудит, который позволяет увидеть ситуацию в компании глазами налоговика, требуется не реже одного раза в года или перед заключением крупных сделок. План действий — следующий:

  1. анализ сделок и контрагентов за последние три года;
  2. проверка по чек-листам на основе требований ФНС: НДС, прибыль, дробление бизнеса, прочее;
  3. классификация рисковых эпизодов на те, которые:
    1. можно отбить сразу;
    2. требуют защиты в комиссии или обращения в суд;
    3. обойдутся дешевле, если задействовать добровольное уточнение.

Таким образом можно разработать план действий с расстановкой приоритетов и финансовой оценкой.

Что делать, если налоговая проверка уже пришла?

К сожалению, бывают ситуации когда налоговики уже прислали письмо, побуждающее к уточнению, или официально начали проверку. Схема действий в данном случае состоит из трёх этапов:

  1. Проведение экспресс-аудита, который потребует от 1-го до 5-ти дней. В процессе нужно подсчитать максимальную сумму доначислений.
  2. Формирование правовой позиции, которое потребует ещё 5‒10 дней. В процессе нужно решить, в каких ситуациях оптимально уточняться, в каких — спорить, а в каких — использовать комбинированный подход.
  3. Финансовое планирование, которое нужно проводить в параллель с формированием правовой позиции. Оно предусматривает создание резерва средств, пересмотр бюджета и финансовых «потолков».

При условии проведения на ранней стадии чёткий расчёт худшего сценария налоговой проверки во многих случаях позволяет сократить потенциальные штрафы на 30‒70 %.

Об экономическом аспекте

Чаще всего бизнес разрушается отнюдь не из-за доначисленных обязательных платежей как таковых, а из-за кассовых разрывов, которые они обуславливают. Если в компании отсутствует резерв, позволяющий разрулить подобные ситуации «малой кровью», штрафы и доначисления становятся «громом среди ясного неба». А вот заранее просчитанные риски, уже включённые в бюджет предприятия, позволяют пережить проверочные мероприятия как рядовое событие.

Бухгалтерия 2.0: от учёта к комплексному консалтингу

Современные тенденции предусматривают автоматизацию и удешевление классического бухгалтерского сопровождения, а также — финансово-налоговый консалтинг полного цикла, который фокусируется на:

  • грамотном учёте и налоговой экспертизе для всей группы компаний и бенефициара;
  • финансовом планировании и помощи в привлечении капитала;
  • цифровой автоматизации процессов (ERP, RPA, элементы ИИ);
  • замены универсального бухгалтера по учёту, налогам, автоматизации и корпоративному праву на команду специалистов в своих отраслях.

Последнее позволяет трансформировать бухгалтерию из статьи расходов в подразделение, способное эффективно защищать активы компании и повышать его прибыль.

Чек-лист: что сделать уже сегодня?

Вышеописанные действия — отнюдь не то, что нужно откладывать, дожидаясь уведомления от налоговиков. Напротив: в мире, где ситуация постоянно меняется, действовать нужно незамедлительно:   

  1. В первую очередь нужно провести предпроверочный аудит. Он позволит увидеть все имеющиеся риски и разработать действия, которые помогут устранить их или свести к минимуму.
  2. Далее стоит оцифровать наихудший сценарий развития событий и приступить к формированию резерва, включив его и бюджеты 2025‒2026 годов.
  3. В завершении нужно перевести учёт на рельсы консалтинга, собрать кросс-функциональную команду и выбрать подрядчика, который работает с интегрированными сервисами.

Не забывайте: проверка — неизбежное явление, а вот кризис — нет. Чем лучше вы знаете наихудший исход, тем меньше шансов того, что Вы его допустите, и тем выше вероятность того, что Ваш бизнес выйдет из любой проверки сильнее, чем был до неё.

Заключение: проверка как инструмент роста

При правильном подходе, понимая, как действуют налоговики, и зная, какие наихудшие варианты развития событий могут быть при их проверке, бизнес имеет все возможности и даже некоторое время для того, чтобы правильно подготовиться. Учитывая критерии, повышающие риски выездной налоговой проверки, можно планировать работу компании так, чтобы свести их к минимуму, ну а зная варианты развития событий уже в процессе проверочных мероприятий — спланировать свои действия и сформировать резерв, который поможет остаться на плаву в любой ситуации.

Привлекайте экспертов в сфере аудита и консультирования — и обезопасьте свой бизнес ещё больше!

Другие статьи

Свяжитесь с нами!

Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Связаться с экспертом
м. Тульская г. Москва, Духовской переулок, д. 17, стр.1 Показать на карте
м. Полянка г. Москва, ул. Большая Полянка, д 15 Показать на карте
Телефон +7 (495) 236-77-50 ПН-ПТ 09:00 - 18:00 info@ap-group.ru