Риски налоговой проверки всегда высоки и связаны с крупными доначислениями, пенями и штрафными санкциями, размеры которых растут из года в год, равно как и число привлекаемых к субсидиарной ответственности выгодоприобретателей и руководителей. С другой же стороны, существует целый ряд законных способов свести к минимуму возможные негативные последствия выездной налоговой проверки, и в этой статье мы о них расскажем.
Самое название «выездная» определяет посещение инспекторами офиса предприятия и изучение документов на месте. Помимо этого, они имеют полное право на осмотр помещений, выемку документации и даже предметов (к примеру: системных компьютерных блоков, жёстких дисков или USB-носителей). Подобные меры прописаны на законодательном уровне в статьях 92 и 94 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отличие от неё, камеральная проверка не предусматривает выемки и заключается в проверке корректности предоставленных деклараций. Помимо прочего, в ряде случаев может быть проведён осмотр. Другие отличия между камеральными и выездными проверками представлены в нашей таблице ниже:
Параметр сравнения |
Камеральная проверка ФНС |
Выездная проверка ФНС |
Цель проведения |
Обнаружить ошибки и неточности в налоговых отчётах, сданных юрлицом, и уведомить его об этом. |
Детально изучить, насколько правильно на предприятии исчисляют суммы обязательных платежей и вовремя ли перечисляют. |
Продолжительность проверочных мероприятий |
Согласно пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса — в течение трёх месяцев после того, как налогоплательщик предоставил в ФНС отчётность. |
Согласно пункту 6 статьи 89 Налогового кодекса — до 2-ух месяцев, но срок может быть пролонгирован до 4-ёх, а в ряде случаев — и 6-ти месяцев. |
Как часто может быть проведена? |
Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса — после предоставления декларации, в том числе и уточнённой. |
Согласно пункту 5 статьи 89 Налогового кодекса — не более одного раза каждые шесть месяцев. |
Количество проверяемых обязательных платежей |
Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса — один, тот, по которому налогоплательщик отчитался. |
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 89 Налогового кодекса — от одного до сразу нескольких, число не ограничено. |
Какой период охватывают проверочные мероприятия? | Согласно пункту 1 статьи 88 Налогового кодекса — за период, показатели которого зафиксированы в предоставленной отчётности. | Согласно пункту 4 статьи 89 и пункту 2 статьи 89.2 Налогового кодекса — за три и даже за пять лет. |
Может ли проверка быть поставлена на паузу? | Такая возможность законодательными нормами не предусмотрена. | Согласно пункту 9 статьи 89 Налогового кодекса — может на период до полугода. |
Может ли быть проведена повторно? |
Возможность повторной камеральной проверки законодательными нормами не предусмотрена. |
Согласно пункту 10 статьи 89 Налогового кодекса — может в двух случаях. Первый — контроль работы налоговиков вышестоящим органом. Второй — предоставление налогоплательщиком уточнённой декларации с меньшей суммой обязательного платежа по сравнению с предыдущим. |
В зависимости от причин, которыми они вызваны, выездные проверки налоговиков бывают разных видов:
Также стоит упомянуть внеплановую налоговую проверку. Она проводится по запросу и требует особых оснований, к примеру — запроса правоохранительных органов или вышестоящего органа ФНС.
Такой документ, как Концепция планирования выездных налоговых проверок, содержит перечень из двенадцати параметров деятельности юрлиц или, как их называют сами налоговики, общедоступных критериев риска. Планируя проверку, представители ФНС учитывают именно их. Поскольку они общедоступны, этой информацией может воспользоваться любое предприятие и, сделав это правильно, сможет исключить поводы для налоговой проверки или, хотя бы, свести их к минимуму.
Тому, как именно это сделать, мы посвятим целый раздел, в котором будет представлен чек-лист действий, позволяющий сделать это, а пока рассмотрим причины выездной налоговой проверки:
За основу принимают налоговую нагрузку, то есть соотношение между объёмом уплаченных государству платежей к выручке за определённый период. Среднеотраслевые значения нужно смотреть по коду ОКВЭД на этом сайте, где их специально обобщают и регулярно обновляют налоговики. Играет важную роль и динамика: нагрузка может быть ниже средней по отрасли один раз (к примеру, из-за временных сложностей), однако если это её снижение происходит из года в год. Это — причина для подозрений в использовании нелегальных способов оптимизации.
За основание принимают убытки, то есть ситуации когда расходы предприятия больше, чем его доходы. Подобное отражено в отчётности, а именно:
Если компания более двух лет работает себе в убыток, это гарантированно привлечёт внимание налоговиков.
За основу берут среднемесячные показатели заработной платы, которые определяют с учётом годового фонда (заработная плата, компенсации, доплаты, премии, оплата жилья/питания) и числа сотрудников. Найти среднемесячные показатели заработной платы в разных регионах можно на сайте Росстата.
За основу берут скорость увеличения расходов и доходов согласно налоговой и бухгалтерской отчётности, предоставленной налогоплательщиком в ФНС. Причём, расчёты производят по налоговым и бухгалтерским сведениям в параллель, уделяя особое внимание следующим соотношениям:
Нередко такие «странности» объясняются объективными причинами: увеличение коммунальных платежей, дорогой ремонт оборудования, валютные колебания, прочее.
В Налоговом кодексе прописан ряд показателей, соответствие которым позволяет компании работать по упрощённой системе налогообложения или платить единый сельскохозяйственный налог. Чтобы определить риски проверки по данному критерию, нужно выписать показатели предприятия и посчитать, сколько раз в течение двенадцати месяцев они отклонялись от предельных менее чем на пять процентов.
В основе этого критерия — доходы и расходы ИП, платящего налог на добавленную стоимость. Риски выездной проверки увеличиваются если их соотношение превышает 83%.
Здесь в основе — доля вычетов по налогу на добавленную стоимость, которые можно определить по соответствующей декларации. Во внимание принимают строки «Общая сумма налога, подлежащая вычету» и «Общая сумма налога, исчисленная с учётом восстановления сумм налога». Сравнивать свои показатели нужно с пределом для возмещения налога за четыре квартала, что следуют один за другим, то есть значением 89%.
Если налогоплательщик замечен в регулярных снятиях с учёта в одной инспекции и постановке на учёт в другой, это может быть расценено как попытки уклонения от налогообложения, особенно — если генеральный директор предприятия не проживает в регионе, где оно зарегистрировано.
Налоговики определяют его по договорам, заключённым юрлицом, выявляя обстоятельства, при которых оно может получить необоснованную налоговую выгоду и льготы/вычеты, сможет использовать пониженную налоговую ставку, уменьшить налоговую базу или возместить обязательные платежи из государственного бюджета. Привлечь внимание налоговиков могут разовые сделки, завышенные объёмы закупок, взаимная зависимость сторон сделки или регистрация одной из них непосредственно перед её заключением.
Подобные запросы возможны по результатам камеральной проверки, если в налоговой декларации выявлены ошибки или инспекторы увидели несоответствие между сведениями, полученными от юрлица и в ходе проверки. Риски возрастают если налогоплательщик не предоставляет запрошенные данные в течение пяти дней, по истечении которых налоговики могут посетить его сами.
Во внимание принимают рентабельность активов и продукции в виде товаров, проводимых работ или предоставляемых услуг, которые сравнивают со средними показателями по отрасли. Налоговики пересчитывают их каждый год и размещают соответствующие данные на своём официальном сайте. Если рентабельность меньше средней на десять и более процентов, то риски посещения инспекторами возрастают.
Во внимание принимают способы ведения финансово-хозяйственной деятельности, при которых задействуют незаконные схемы, то есть:
Раскрытие информации из Концепции планирования выездных налоговых проверок позволяет юрлицам проводить проверки самостоятельно, а ещё лучше — с привлечением независимых аудиторов. Последние хорошо знакомы с алгоритмами действия представителей ФНС и могут помочь свести к минимуму риски доначислений, штрафных санкций и пеней.
Реалии современного бизнеса таковы, что претензии со стороны налоговиков давно перестали быть диковинкой, а расцениваются как статистически неизбежное событие. Каждый рубль выручки может несёт в себя потенциальные риски доначислений, пеней и штрафных санкций. Знание максимальной суммы возможных претензий от ФНС позволяет:
Внутренний налоговый аудит, который позволяет увидеть ситуацию в компании глазами налоговика, требуется не реже одного раза в года или перед заключением крупных сделок. План действий — следующий:
Таким образом можно разработать план действий с расстановкой приоритетов и финансовой оценкой.
К сожалению, бывают ситуации когда налоговики уже прислали письмо, побуждающее к уточнению, или официально начали проверку. Схема действий в данном случае состоит из трёх этапов:
При условии проведения на ранней стадии чёткий расчёт худшего сценария налоговой проверки во многих случаях позволяет сократить потенциальные штрафы на 30‒70 %.
Чаще всего бизнес разрушается отнюдь не из-за доначисленных обязательных платежей как таковых, а из-за кассовых разрывов, которые они обуславливают. Если в компании отсутствует резерв, позволяющий разрулить подобные ситуации «малой кровью», штрафы и доначисления становятся «громом среди ясного неба». А вот заранее просчитанные риски, уже включённые в бюджет предприятия, позволяют пережить проверочные мероприятия как рядовое событие.
Современные тенденции предусматривают автоматизацию и удешевление классического бухгалтерского сопровождения, а также — финансово-налоговый консалтинг полного цикла, который фокусируется на:
Последнее позволяет трансформировать бухгалтерию из статьи расходов в подразделение, способное эффективно защищать активы компании и повышать его прибыль.
Вышеописанные действия — отнюдь не то, что нужно откладывать, дожидаясь уведомления от налоговиков. Напротив: в мире, где ситуация постоянно меняется, действовать нужно незамедлительно:
Не забывайте: проверка — неизбежное явление, а вот кризис — нет. Чем лучше вы знаете наихудший исход, тем меньше шансов того, что Вы его допустите, и тем выше вероятность того, что Ваш бизнес выйдет из любой проверки сильнее, чем был до неё.
При правильном подходе, понимая, как действуют налоговики, и зная, какие наихудшие варианты развития событий могут быть при их проверке, бизнес имеет все возможности и даже некоторое время для того, чтобы правильно подготовиться. Учитывая критерии, повышающие риски выездной налоговой проверки, можно планировать работу компании так, чтобы свести их к минимуму, ну а зная варианты развития событий уже в процессе проверочных мероприятий — спланировать свои действия и сформировать резерв, который поможет остаться на плаву в любой ситуации.
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.