Часто это обусловлено тем, что инспекторы прибегают к разным уловкам, начиная с вопросов, которые противоречат друг другу и содержат подвох, и заканчивая запугиванием свидетелей. Исключить подобное поможет подготовка сотрудников, благодаря которой они будут давать правильные ответы на поставленные вопросы, а также — сопровождение на допросе ФНС профессионального юриста. Она актуальна для владельцев бизнеса, руководителей… всех кого могут вызвать на допрос в налоговую.
Камеральная, выездная, встречная проверка и допрос — понятия тесно сплетённые. Последний часто практикуют во время подобных мероприятий. Сам по себе допрос направлен на получение налоговиками пояснений от должностных лиц и сотрудников, которые являются свидетелями, пояснений относительно обстоятельств, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также — операциями компаний.
Оно актуально если свидетель серьёзно болеет и не может покинуть больницу или свою квартиру, является инвалидом или очень стар. Независимо от места, где проводится допрос, должны быть соблюдены формальности и оформлен протокол. В противном случае это будет просто беседа, а сведения, полученные во время её проведения, не смогут выступать в качестве доказательств. Вопросы на допросе ФНС должны затрагивать проблемную тематику, из-за которой был приглашён свидетель:
В законодательстве прописан целый ряд положений, которые запрещают задавать вопросы относительно интересующих их возможных нарушений налогового законодательства: детям, которым ещё нет четырнадцати лет, пожилым людям, которые страдают от заболеваний, не позволяющих им нормально воспринимать реальность, лиц, страдающих расстройствами психики, слепых/глухих, с инвалидностью. Кроме того, законодательными нормами предусмотрен перечень лиц, которые имеют право отказаться от прохождения допроса в налоговой инстанции.
К ним относят тех, чья работа не сопряжена напрямую с работой компании, однако согласно занимаемой ими должности или иным обстоятельствам они могут располагать данными, интересующими налоговиков. Речь идёт о юристах и сотрудниках аудиторских компаний, которые обязаны хранить конфиденциальную информацию, полученную от клиента. Для того чтобы реализовать это право, они должны посетить ФНС по повестке и назвать причину, по которой отказываются от дачи показаний.
Получив Уведомление о вызове из Федеральной налоговой службы, нужно обязательно по ней явиться. Её формат таков, что предусматривает определение и фиксацию цели вызова, исходя из которой можно определить вопросы, которые будут заданы на допросе. Поскольку в повестке указан номер телефона специалиста, с которым предстоит общение, рекомендуется позвонить ему, задать уточняющие вопросы по сделкам, которыми он интересуется.
Такой подход позволит заранее подготовить всю необходимую документацию, которая может быть использована в качестве доказательства о невиновности в нарушении законодательства и исключит риски двояких трактовок со стороны инспектора. Сразу предоставив все необходимые документы, налогоплательщик исключит необходимость повторного посещения, равно как и подозрения в их отсутствии. Последнее нередко становится поводом для проведения выездной проверки.
Обязанности свидетеля заключаются в следующем:
Права на допросе — следующие:
В процессе реализации допроса свидетелю стоит помнить о своих правах, зафиксированных в статьях 48 и 51 российской конституции. Они гарантируют получение юридической помощи и поддержки, а также — отказ от дачи показаний против себя и своих родных. Последнюю статью нужно использовать правильно и не отказываться от предоставления информации вообще. Этапы проведения процедуры — следующие:
Вопросы на допросе бывают формальными, направленными на выявление подозрительных фактов и конкретными. Первые могут относиться ко стажу работы свидетеля в компании или её основных видов деятельности. Вторые, как правило, более конкретны — о причинах сотрудничества с тем или иным юрлицом, о причинах принятия того или иного решения. Что касается третьих, то они — самые сложные, поскольку направлены на установление фактов, связанных с определёнными сделками, в которых могут иметься нарушения. Блоки типовых вопросов:
Чтобы исключить подозрения налоговиков в свой адрес и не создать негативных последствий для своей компании, отвечая на их вопросы следуйте таким рекомендациям:
Если получили повестку, рекомендуется обратиться к юристу для того, чтобы правильно подготовиться к допросу. Ниже приведён чек-лист, который поможет сориентироваться в ситуации и провести «встречу» без последствий для компании:
Любой неподготовленный свидетель способен допустить ошибки, отвечая на вопросы налоговика, которые, в свою очередь, могут привести к серьёзным для налогоплательщика последствиям. Самые распространённые из них:
Ещё один момент — перенос или неявка на допрос. Первый возможен, если имеется уважительная причина, которую можно подтвердить документально билетом, больничным листом или судебной повесткой. Игнорирование повестки — крайне неудачное решение, которое негативно влияет на позицию налогоплательщика и может стать причиной санкций по Налоговому кодексу РФ.
Если на допрос вызывают директора/бенефициара, основная часть вопросов будет касаться экономики сделки и контроля, рекомендуется заранее ознакомиться с информацией по выбору контрагентов и их проверкой. Если — главного бухгалтера, основная часть вопросов будет посвящена документам, бухгалтерским проводкам, срокам, налогу на добавленную стоимость, первичной документации, поэтому ему рекомендуется взять с собой заметки и выдержки из регламентов. Если же повестку получил рядовой сотрудник, ему стоит давать ответы исключительно в пределах его фактической роли. Если вопрос выбивается за эти рамки, он имеет полное право ответить, что это находится вне его компетенции и он не располагает соответствующими сведениями.
Мы давно и успешно помогаем нашим клиентам проходить даже самые сложные допросы, избегая негативных последствий. Наши услуги включают в себя следующее:
Мы предлагаем широкий спектр услуг и при необходимости встроим допрос и все его результаты в стратегию защиты по результатам проверочных мероприятий. Подготовим все необходимые документы и пояснения.
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.