"Семинар 23.05.24: Партнерство и владельческий контроль – от договоренностей к гарантиям. Подробнее

Самые дорогие ошибки в налоговом учёте

12.07.2021
1219

Каждый год сотрудники АКГ «АИП» проводят аудит в сотнях организаций, работающих в самых разных сферах: от банковских холдингов до производственных предприятий. За период своей работы мы сталкивались с ошибками, при которых компания необоснованно завышала свои расходы или бухгалтер некорректно делал вычеты. Если оставить их без внимания, доначисления от ИФНС могут составлять десятки и сотни миллионов рублей. Сегодня мы перечислим ошибки, которые обходятся дороже всего.

Неправильное принятие к вычету налога на добавленную стоимость

Согласно ст.149 НК Российской Федерации, существует перечень операций НДС, платить по которым не нужно. Когда их доля в общих расходах предприятия не превышает пяти процентов, налог на добавленную стоимость по ним вычитают на общих условиях, а когда превышает – указывают отдельно.

Независимо от того, что спрогнозировать процент, который приходится на подобные операции, бывает непросто, следует вести раздельный учёт стандартных операций наряду с теми, которые не требуют уплаты НДС. Отказавшись делать такое, можно столкнуться с отказом ИФНС в вычете последнего по итогам всего года. В результате компании придётся заплатить его в полном объёме, включая и тот, в правомерности возмещения которого сомнения отсутствуют.

Несоответствие оборота документации зафиксированному в договоре

Ситуации, когда в договоре указан перечень первичных документов, подтверждающих исполнение договора, а на деле предприятия предоставляют друг другу совсем другие, – не редкость. Результаты могут быть самыми плачевными, поскольку вычет налога на добавленную стоимость при таком подходе станет недоступным и придётся платить его в полном объёме. По этой причине оптимально внимательно отслеживать соответствие первичных документов тем, которые прописаны в договоре.

Перевод сотрудников на индивидуальное предпринимательство при сохранении прежних трудовых соглашений

Страховые взносы составляют около трети заработной платы каждого сотрудника, по этой причине некоторые предприятия решают вывести их за штат. Оформив их в качестве индивидуальных предпринимателей, они продолжают работать с ними на прежних условиях, предварительно заключив договор на предоставление услуг. Благодаря такому подходу сотрудник получает зарплату и выполняет те же функции, а сама компания больше не платит страховые взносы, экономя серьёзные суммы.

В случае, если налоговые инспекторы выяснят, что компания сотрудничает с индивидуальным предпринимателем на тех же условиях, что и с обычным сотрудником, придётся заплатить не только взносы, но и крупные штрафы. Избежать подобного используя данную схему можно если они будут отчитываться о проведённой работе посредством актов приёмки и не будут подчиняться штатному расписанию.

Одномоментное признание расходов, которые будут капитализироваться в течение продолжительного временного периода

Учитывая текущие расходы, предприятие снижает базу для расчёта налога на прибыль на эту сумму. Такой подход является законным, впрочем с одним небольшим «но». Дело в том, что существует ряд расходов, капитализация которых будет происходить постепенно. Их одномоментный учёт запрещён.

Неправильное «разделение» международных перевозок

Поскольку они не облагаются налогом на добавленную стоимость, предприятия имеют возможность экономить на них… Впрочем, это – лишь в теории. На практике же перевозчики завышают стоимость своих услуг ровно на эту же сумму. Выходит так, что формально налог отсутствует, поэтому и вычет по нему недоступен. Для того, чтобы сэкономить и разрешить для себя эту ситуацию, многие предприятия «делят» перевозки, доставляя груз до границы Российской Федерации по одному договору и возместив налог на добавленную стоимость по нему, а за ней – по-другому. Здесь нужно учитывать экономическую целесообразность процедуры, к примеру – экономию на задействовании более скромного автомобиля на территории РФ.

Применение несуществующих убытков для занижения налоговой базы

Недавно открывшиеся предприятия нередко бывают неприбыльными. Иногда они берут займы и кредиты, списывая уплату процентов по ним в расходы. Поскольку прибыль отсутствует, проценты идут в убытки. При появлении дохода такое предприятие начинает занижать налог на прибыль, учитывая сумму убытков, и это – повод для начислений. Для того, чтобы исключить данную ситуацию, при получении кредита нужно указывать цели, на которые он требуется, включая и текущие расходы.

Другие статьи

Свяжитесь с нами!

Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Связаться с экспертом
м. Тульская г. Москва, Духовской переулок, д. 17, стр.1 Показать на карте
м. Полянка г. Москва, ул. Большая Полянка, д 15 Показать на карте
Телефон +7 (495) 236-77-50 ПН-ПТ 09:00 - 18:00 info@ap-group.ru