Разница между обыском и осмотром территорий, помещений и документов во время налоговой проверки.

03.09.2025
3308
Осмотр налоговыми органами является одним из направлений контроля, реализуемым согласно ст. 92 НК РФ. Осмотру подлежат любые помещения, территории, предметы и документация, используемые налогоплательщиком в работе. Инспекторы имеют право посетить производственные цеха, торговые залы, складские и технические помещения, хоть для этого и обязаны получить Постановление, подписанное руководителем налоговой службы.

Что такое осмотр налоговиками, его особенности и правила

Осмотр — инструмент, который используют налоговики для того, чтобы зафиксировать фактическое наличие/отсутствие того или иного имущества, персонала или первичной документации на предприятии. Многие предприниматели путают его с обыском в рамках уголовно-процессуального производства и в результате:

  • либо создают помехи при проведении или не дают налоговикам нужных доступов, рискуя подвергнуться штрафным санкциям и усугубить ситуацию;
  • либо дают инспекторам куда больше доступов и сведений, чем те вправе требовать.

Нередко последнее становится причиной крупных доначислений, пени и штрафов.

Повод для проведения осмотра

Согласно Налоговому кодексу РФ, налоговые осмотры проводят в рамках выездных (иногда — камеральных) налоговых проверок, а также — вне них, для реализации задач налогового мониторинга

Цели осмотра представителями ФНС

Цель осмотра заключается в том, чтобы выявить и зафиксировать фактические обстоятельства, которые помогут в формировании доказательной базы для доначислений или их исключения. Это может быть наличие товара, оборудования, персонала или производственных процессов. Таким образом инспекторы выясняют, насколько сведения, предоставляемые налогоплательщиком в его декларациях, соответствуют реальному положению у него дел.

Во время проведения осмотра представители ФНС имеют возможность убедиться в том, что в офисах предприятия работают менеджеры и другие сотрудники, или же — что его производственные цеха оборудованы всем, что необходимо для осуществления производственных процессов, и что в них осуществляется изготовление товаров. Таким образом, можно рассеять их подозрения на фирму-однодневку и исключить соответствующие негативные последствия этих подозрений.

Если юрлицо отразило в декларации вычеты по НДС за ремонтные работы, которые были проведены в офисах или на производстве, то налоговики смогут убедиться в том, что они действительно были осуществлены. Если повод для осмотра — подозрения о ведении незаконных видов деятельности, то осмотр документации, предметов и складских помещений поможет исключить подобное по результатам проведения.

Ключевые особенности проведения осмотра налоговиками

Осмотр проводится в присутствии 2-ух понятых. Инспекторы обязаны предоставить свои служебные удостоверения и Постановление, подписанное руководителем налоговой службы. Эти правила прописаны в положениях ст. 91, 92 НК РФ и обязательны к выполнению представителями государственных органов.

При необходимости могут быть привлечены специалисты в той или иной сфере и эксперты. Их привлекают если нужно рассмотреть какие-то специфические аспекты работы компании: к примеру — качество ремонтных мероприятий, строительная сфера или сметное дело. Доступ дают специалистам, у которых имеется договор с ФНС на предоставление услуг. Он обязателен: при его отсутствии показания специалистов приняты во внимание в суде не будут.

Налогоплательщику рекомендуется проверить документы и полномочия налоговиков, которые пришли с осмотром. Если их имена не включены в документы, позволяющие проводить осмотр, он имеет полное право не пускать их на территорию и в офисы своей компании.

В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

Налоговики имеют право осматривать всё, что их заинтересует: любые помещения, территории, предметы, проводить в процессе фото-/видеосъёмку, опечатывать помещения или объекты, а также — запрашивать в процессе документацию, которая имеет отношение к предмету проверки. При этом они не располагают полномочиями представителей правоохранительных органов, а потому — не имеют права осуществлять личный досмотр или взламывать сейфы, повреждая их замки.

Результаты осмотра ФНС

Согласно ст. 92, 99 НК РФ, сведения, которые были получены во время осмотра, и его результаты должны быть занесены в Протокол. При этом сам протокол должен быть подписан всеми участниками осмотра, включая представителя юрлица, понятых и экспертов. В случае если они считают, что в протоколе имеются ошибки и неточности, они могут зафиксировать это в разделе «Замечания».

Если возражений много, то их пишут на отдельных листах, сделав об этом соответствующую пометку. Протокол должен быть правильно оформлен, а в противном случае он может быть оспорен до суда или уже в процессе судебного разбирательства. К протоколу представители ФНС обязаны приложить все материалы, полученные при его реализации, начиная с видео- и фотосъёмок, а также — копий документов.

Разница между налоговым осмотром и обыском представителями правоохранительных органов

Для того чтобы увидеть разницу между двумя этими понятиями и процессами, достаточно ознакомиться с нашей таблицей.

Параметр оценивания

 

Осмотр налоговиками

 

Обыск правоохранительными органами

         

Законодательная база

 

Налоговый кодекс

 

Уголовно-процессуальный кодекс

         

Основание для проведения

 

Ст. ст. 91,92 НК РФ, Постановление должностного лица, утвержденное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа

 

Ст.ст. 165, 182 УПК РФ, Постановление следователя, выписанное следователем согласно их положениям, а также — санкция от судебной инстанции.

         

Цель проведения

 

Сбор доказательств нарушений налогового законодательства.

 

Поиск и обнаружение предметов/документов, которые могут выступать уликами в уголовном деле и стать доказательствами вины.

         

Характер процедуры

 

Административно-процессуальный

 

Уголовно‑процессуальный, силовой

         

Оспаривание результатов

 

Чтобы оспорить результаты осмотра налоговой, нужно подать жалобу в ФНС и/или арбитражный суд.

 

Чтобы оспорить результаты обыска представителями правоохранительных органов, нужно подать жалобу в судебную инстанцию  в соответствии со УПК РФ.

         

Сопряжённые риски

 

Доначисления, штрафные санкции, пени

 

Блокирование работы предприятия, уголовная ответственность для его руководства/топ-менеджмента

Какие права имеет налогоплательщик во время проведения осмотра?

Компания, помещения и территории которой желают осмотреть представители налоговой инспекции, имеют следующие права:

  • получить на руки копию постановления об осмотре;
  • уточнить предмет осмотра;
  • привлечь юриста и проводить осмотр в его присутствии;
  • вести свою фото- или видеосъёмку;
  • отказаться открывать сейфы/шкафы/помещения;
  • изучить протокол и внести в него замечания;
  • оспорить действия инспекторов в налоговой службе и/или судебной инстанции.

При наличии у представителей налоговой всех документов и полномочий, которые они дают на проведение процедуры, оптимально предоставить им доступ на территории предприятия. Несмотря на то, что сами они не могут получить его принудительно, они имеют полное право вызвать представителей правоохранительных органов. Подобная конфликтная ситуация не сыграет на пользу налогоплательщику.

Его привлекут к административной ответственности и составят акт о воспрепятствовании их работе. В соответствии со ст. 31 Налогового кодекса, инспекторы имеют право провести перерасчёт налогов по имеющейся у них информации и назначить серьёзные доначисления, оспорить которые будет очень непросто из-за отказа в осмотре. Судья рассмотрит подобное как противодействие налоговым методам мониторинга.

Алгоритм действий бизнеса при осмотре и распространённые ошибки

Для того чтобы исключить нарушение своих прав во время налогового осмотра, представителям компании нужно:

  1. проверить удостоверения налоговых инспекторов и документы экспертов, сверить их с информацией в постановлении;
  2. ознакомиться с самим постановлением и его положениями;
  3. как можно быстрее уведомить корпоративного юриста;
  4. включить видеозапись происходящего;
  5. назначить сотрудника, который будет сопровождать налоговиков;
  6. показывать исключительно те помещения, которые были запрошены в постановлении;
  7. предоставлять исключительно копии документов, а если нужны оригиналы — делать это нужно под расписку с описью;
  8. контролировать, насколько правильно ведётся протокол;
  9. вносить возражения под его подписания и делать это в письменном виде.

Правильность ведения протокола предусматривает фиксацию даты, времени проведения осмотра, внесения в него перечня участников и совершаемых действий. Если имеются те или иные нарушения прав налогоплательщика, он имеет право подготовить соответствующую жалобу и подать её в ФНС или судебную инстанцию. Важно исключить следующие ошибки:

  • паника и предоставление документов, которые не запрошены;
  • игнорирование своего права на замечания к протоколу;
  • отказ от проведения собственной видеофиксации происходящего;
  • согласие на изъятие оригиналов документов без описи.
Кроме того, не рекомендуется подписывать объяснения или замечания не проконсультировавшись предварительно с юристом.

Другие статьи

Свяжитесь с нами!

Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Связаться с экспертом
м. Тульская г. Москва, Духовской переулок, д. 17, стр.1 Показать на карте
м. Полянка г. Москва, ул. Большая Полянка, д 15 Показать на карте
Телефон +7 (495) 236-77-50 ПН-ПТ 09:00 - 18:00 info@ap-group.ru