С 1 сентября 2017 г. вступают в силу поправки (Федеральный закон от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), согласно которым:
- Ограничивается срок ликвидации общества – не более 1 года, а в случае, если компания не укладывается в этот срок, продление возможно лишь на 6 месяцев в судебном порядке (ст. 57 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
- Если решение о ликвидации было отменено участниками или компания не уложилась в указанный выше срок – повторная инициация процедуры ликвидации возможно не ранее чем через полгода со дня внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ (ст. 57 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
- В случае, если юридическое лицо исключено из ЕГРЮЛ как недействующее, это влечет за собой такие же последствия как при отказе от исполнения договора, по требованию кредиторов на лиц, действия которых признаны недобросовестными, может быть возложены субсидиарная ответственность (данное изменение вступает в силу с 1 июля 2017 г.), (п. 3.1 ст.4 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью)
Изменения коснулись также и процедуры банкротства: арбитражные суды обязаны отправлять определение о принятии заявления о признании должника банкротом в регистрирующие органы (ст. 42 ФЗ «О несостоятельности»), что свидетельствует о том, что с момента поступления данного определения в налоговую все действия по процедуре ликвидации прекращаются.
К тому же, при возникновении задолженности перед бюджетом по уплате налогов, ФНС может привлечь к субсидиарной ответственности, не дожидаясь вынесения приговора по уголовному делу. Срок привлечения к уголовной ответственности по так называем налоговым статьям ст.198-199.2 УК РФ доходит до 6 лет. На основании вынесенного приговора, иск о возмещении ущерба, по общему правилу, может быть подан в течение трех лет. Соответственно теоритически в течение этих сроков есть риски для лиц контролирующих компанию. Причем такие риски есть даже по компании, исключенной из ЕГРЮЛ.
Однако, взыскание задолженности с контролирующих лиц является отдельным, достаточно широким вопросом, который мы подробно раскрываем в статье «Взыскание налоговой задолженности с лиц, контролирующих бизнес, в рамках уголовного преследования».
Какой вывод можно сделать из всего вышеперечисленного? Теперь нельзя воспринимать ликвидацию просто как регистрационные действия. Ликвидация – это комплексный процесс, в котором могут быть задействованы не только компания и налоговая, но еще и суд, и кредиторы этой компании.
Контроль за процедурой ликвидации и требования контролирующих структур значительно ужесточились, в связи с чем ликвидационный процесс отныне требует комплексной оценки:
- налоговых рисков;
- имущественного состояния компании;
- участия в судебных спорах;
- потенциальных требований третьих лиц.