"Семинар 23.05.24: Партнерство и владельческий контроль – от договоренностей к гарантиям. Подробнее

Due Diligence простыми словами

23.08.2021
1601

Английский термин «due diligence» имеет немало значений, среди которых: «комплексная юридическая оценка», «юридическая экспертиза» и «правовой аудит». Действительно, это – ничто иное как юридический аудит, благодаря которому покупатель или инвестор имеет возможность составить объективное представление об объекте о компании, в которую он планирует инвестировать средства или купить.

Due Diligence: что это такое простыми словами?

Юридическая проверка предприятия – это комплекс мер, направленных на всестороннее исследование его деятельности и определение реального финансового состояния. Впервые данное понятие было использовано в законе о ценных бумагах, принятом в 30-ых годах прошлого столетия. Его стандарты, актуальные до сих пор, разработали специалисты швейцарских банков в 70-ых годах, что увенчалось подписанием соглашения под названием “The Swiss Banks Due Diligence Agreement”.

В нём был унифицирован подход ко сбору и анализу данных о клиентах, а его особенность заключалась в том, чтобы исключить жёсткое государственное регулирование сферы банковской деятельности. Прошло время – и его положения нашли применение в консалтинговой деятельности, среди специалистов по комплексному аудиту деятельности предприятий. Применяют их и в Российской Федерации, но стандарты проведения не регламентированы на законодательном уровне, поэтому погружение и критерии проверки индивидуальны. Заказчик имеет возможность подготовить вопросы для Due Diligence и получить на них чёткие ответы.

Для чего именно и когда требуется Due Diligence?

Данное направление получило широкое распространение среди бизнесменов, которые хотят быть уверены в том, что их капиталовложения не станут крахом, а, напротив, принесут прибыль. Это обусловлено возможность получить исчерпывающую информацию о предприятии, а также объективную оценку его потенциала в плане реализации определённых проектов. Когда нужно заказывать Due Diligence?

  • Перед приобретением бизнеса;
  • Перед проведением крупных сделок;
  • Перед подписанием договора о сотрудничестве;
  • Перед слиянием или поглощением с другой компанией;
  • Перед инвестированием средств в другую компанию.

Виды Due Diligence

В зависимости от преследуемых целей и поставленных задач специалисты выделяют несколько видов юридического аудита:

Вид аудита Что проверяет?
Маркетинговый Направлен на исследование экономической ситуации на рынке, имеющихся в ней тенденций, а также деятельности конкурентов и конкурентной способности предприятия. В процессе специалисты выявляют и оценивают риски маркетинговой политики, разрабатывают рекомендации по повышению её эффективности.
Финансовый

Направлен на определение показателей финансового состояния предприятия:

  • Рыночная стоимость;
  • Ликвидность;
  • Кредитоспособность;
  • Рентабельность;
  • Потенциальная доходность.
Операционный Направлен на изучение учредительной документации, правильность регистрации выпуска акций и ключевых сделок по ним, а также выплаты акционерам. Таким образом процедура позволяет выявить и оценить риски, а также разработать рекомендации по их сведению к минимуму.
Правовой

Направлен на определение юридической чистоты предприятия и заключается в:

  • Юридической экспертизе документации;
  • Определении вида и объёма активов;
  • Выявлении и оценке риска их потери;
  • Анализе контрактов, проверка документации на товарные знаки;
  • Оценке рисков со стороны государственных органов, кредиторов и контрагентов.

Результат: составление отчёта, в котором перечислены все имеющиеся риски и практические рекомендации по их минимизации или устранению.

Налоговый Направлен на определение реального финансового состояния предприятия, выявление и оценку имеющихся рисков. В процессе проводится проверка налогового и финансового учёта, задолженности (в том числе и по обязательным платежам), а также контрагентов.

Как проводится Due Diligence?

Как становится понятным, Due diligence предусматривает скрупулёзный сбор и анализ данных, оценку комплекса рисков и принятие решения о целесообразности осуществления сделки. Стоит отметить, что в процессе учитывается любая информация, независимо от источника её получения. После того, как данные собраны, специалисты осуществляют их сводный анализ и принимают решение. Форма его подачи может быть разной в зависимости от пожеланий заказчика. Она может представлять собой либо краткую рекомендацию, либо развёрнутый отчёт, в котором в деталях представлены все полученные данные. В процессе сбора информации используются:

  • Корпоративные документы компании;
  • Технические и финансовые отчёты;
  • Исследования рынка;
  • Лицензии, патенты, бренды, торговые названия, принадлежащие компании;
  • Материальные активы предприятия;
  • Договоры и полисы страхования;
  • Данные о владельцах;
  • Судебные тяжбы.

В процессе принимаются участие специалисты в сфере:

  • Юриспруденции;
  • Налогового права;
  • Аудита;
  • Финансовой аналитики;
  • Маркетинга.

Если речь идёт о сравнительно небольшой компании, её аудит может быть проведён силами инвесторов или собственников. Преимущество данного решения заключается в хорошем знании объекта исследования и существенной экономии материальных средств. Впрочем, не стоит забывать и о серьёзном недостатке – высоком риске получения необъективной оценки со всеми вытекающими. По этой причине оптимально привлекать профессионалов. Каждый вид Due Diligence проводится независимо с привлечением одного или нескольких специалистов, которые могут даже прибегнуть к таким методам, как анкетирование и интервьюирование сотрудников.

Хотите быть уверены в том, что Due diligence обеспечит всю необходимую информацию и оценит все имеющиеся риски? Запишитесь на бесплатную консультацию к юристам «АИП»:  +7 (495) 106‑88‑97.

Другие статьи

Свяжитесь с нами!

Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Связаться с экспертом
м. Тульская г. Москва, Духовской переулок, д. 17, стр.1 Показать на карте
м. Полянка г. Москва, ул. Большая Полянка, д 15 Показать на карте
Телефон +7 (495) 236-77-50 ПН-ПТ 09:00 - 18:00 info@ap-group.ru