"Семинар 23.05.24: Партнерство и владельческий контроль – от договоренностей к гарантиям. Подробнее

Бизнес как объект оценки

23.08.2021
4836

Уже сама терминология «бизнес как объект оценки» способна вызвать целый ряд вопросов… Но данная статья поможет понять, что именно оценивается в процессе и каковы особенности последнего. На самом деле, если руководствоваться законодательными положениями, бизнес не может быть объектом купли-продажи, а следовательно – и оценки. Согласно ФСО-1, -2 и -3, «объекты оценки – это объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте». Словари определяют бизнес как предпринимательскую деятельность, которая является источником дохода, но деятельность не может быть объектом оценки…

Особенности бизнеса как объекта оценк

Определяя стоимость бизнеса, где объектом оценки выступает именно он сам, специалист учитывает его направленность на получение дохода, а также особенности компании как экономической среды. Первое предусматривает оценивание следующего:

  • Размеры будущих доходов;
  • Временной период их получения;
  • Риски, связанные с их получением.

Что касается второго, то будучи сложной экономической системой с целым рядом активных элементов, само по себе предприятие определяет следующие параметры:

  • Важность для владельца или покупателя ситуации на рынке таких же предприятий;
  • Заинтересованность государственных структур в правильной оценке бизнеса;
  • Зависимость внутренних процессов бизнеса от тех, которые протекают во внешней среде, а также от эффективности управления.

Стоит понимать, что объектом оценки может выступать не только предприятие в целом, но и его определённые части, в частности – пакеты акций или доли в уставном капитале. Важную роль здесь играет чёткое и правильное определение границ. В связи с этим стоит отметить, что структура предприятия может включать в себя цеха, хозяйства, подразделения, офисы и средства коммуникации, которые могут находиться в разных регионах страны.

Немаловажна, впрочем, и организационно-правовая форма компании, поскольку подвергаться оценке могут холдинги, филиалы и ФПГ. В процессе прослеживают не только формирование денежных потоков, но и то, куда они движутся, учитывая роль каждой из точек структуры компании. Будучи юрлицом, последняя является и хозяйствующим субъектом, что определяет необходимость учёта определённых юридических прав при определении её стоимости. Это с одна из ключевых особенностей, которые нужно учитывать при оценке бизнеса.

Ещё одна заключается в необходимости определения его цены как имущественного комплекса, а также эффективности процесса получения дохода от него. Поскольку его фундамент – капитал, оценщик призвать оценить его стоимость в виде производственного фактора с учётом особенностей вида деятельности, организационно-правовой формы и любых нематериальных активов.

Бизнес как товар: особенности

Будучи системой, бизнес может быть продан не целиком, а по частям. В этом случае товаром являются его отдельные составляющие, что требует оценить лишь его отдельные активы. Кроме того:

  • Важную роль в нём играют инвестиции, то есть средства, вкладываемые с целью получения дохода в будущем. В этом случае нужно просчитать риск неудачи и временной период, за который можно получить прибыль;
  • Потребность в бизнесе определяется не только внутренними процессами, протекающими в нём, но и внешними (к примеру, экономический кризис и нестабильность). Это значит, что нужно учитывать необходимость в регулировании бизнеса, процесса его оценки и эффективность управления им.

Цели оценки бизнеса:

  • Повышение результативности управления организацией;
  • Приобретение или продажа акций или облигаций;
  • Проведение реструктуризации организации;
  • Её продажа или покупка целиком или по частям;
  • Определение её кредитной способности;
  • Принятие мер по страхованию;
  • Установление доли совладельцев;
  • Разработка тактики развития предприятия.

Хотите быть уверены в том, что оценка бизнеса будет проведена объективно и обеспечит правдивые сведения? Запишитесь на бесплатную консультацию к специалистам «АИП»:  +7 (495) 106‑88‑97.

Другие статьи

Свяжитесь с нами!

Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Связаться с экспертом
м. Тульская г. Москва, Духовской переулок, д. 17, стр.1 Показать на карте
м. Полянка г. Москва, ул. Большая Полянка, д 15 Показать на карте
Телефон +7 (495) 236-77-50 ПН-ПТ 09:00 - 18:00 info@ap-group.ru