В сентябре 2017-го года в Государственную Думу был внесён законопроект №273179-7, который был принят через 3 месяца в первом чтении и далее проходил согласование вплоть до 2021-го года. Его принятие в третьем чтении означает изменения в аудиторской деятельности, которые исключают возможность проведения обязательных аудиторских проверок частными аудиторами. Согласно данной реформе, будет создан перечень предприятий, которые имеют общественно важное значение и предусмотрена возможность проведения аудиторских проверок в них исключительно компаниями, включёнными в специальные реестры Федерального казначейства и Банка России.
Первое изменение, предусмотренное статьёй 18 закона об аудиторской деятельности, касается числа сотрудников в компаниях, предоставляющих услуги данной направленности. Для того, чтобы они получили статус аудиторских и имели возможность войти в членство СРО, в их штате по основному месту работы должно числиться не менее трёх аудиторов. Данное изменение начнёт действовать с 01.06.22 года.
Согласно статистическим данным, полученным из базы электронного портала “Audit-It”, примерно треть компаний, работающих в данной сфере, не будут соответствовать данному критерию. Согласно информации, полученной из того же источника, штат аудиторов в примерно 40% организаций состоит из трёх специалистов, в остальных же – из более трёх, но при этом неизвестно, является ли данная компания основным местом их работы.
Изменения ФЗ об аудиторской деятельности также предусматривают введение такого обозначения, как «руководитель аудита». Под ним подразумевают аудитора:
Требования к нему прописаны в статье 5.2. Федерального закона и включают в себя определённый опыт ведения аудиторской деятельности, повышение квалификации и чистоту репутации в течение последних 3-ёх ‒ 5-ти лет.
Право проводить обязательные аудиторские проверки теперь будет принадлежать исключительно тем аудиторским компаниям, которые соответствуют требованиям, описанным в предыдущем пункте. Это значит, что заказывать их у частных аудиторов больше нельзя. На сегодняшний день подобные ограничения касаются проверки отчётности:
Данные об обязательном аудите, включая сведения о компании, которая провела его, и её заключения о достоверности отчётности, должны быть внесены в единый Федресурс.
Статья 5.1 Федерального закона определяет так называемые ОЗО (или «общественно-значимые организации»), которые обязаны выбирать компанию-исполнителя для проведения обязательного аудита каждые пять лет. К ним относят:
Все виды аудита
Проводим независимые проверки бухгалтерской и финансовой отчётности в Москве и других регионах РФ
ПодробнееКак уже упоминалось, услуги общественно-значимым организациям смогут предоставлять исключительно те компании, которые включены в два реестра. В общий могут попасть только те организации, в штате которых по основному месту работы имеется не менее 3-ёх аудиторов. Начиная с 2023-го года эта цифра возрастёт до 5-ти, три из которых должны располагать новым аттестатом и опытом работы с общественно-значимыми организациями не менее трёх лет. Одним из требований к таким аудиторам является кристальная чистота опыта, исключающая подписание заключений, которые впоследствии были признаны ложными. Требования второго реестра – не менее семи человек в штате, а с 2023-го – не менее двенадцати, соответствующих вышеуказанным требованиям.
На законодательном уровне прописано право ЦБ определять дополнительные требования к раскрытию данных в аудиторском заключении (в его разделе или отдельном отчёте) результатов выполнения обязанностей аудиторской компании согласно законодательным требованиям. При этом список требований к содержанию заключения из ч.2 ст.6 исключается, но добавляется новое требование о наличии подписи руководителя компании и аудита.
Закон вводит такое обозначение, как «ненадлежащее аудиторское заключение». Его будут использовать для определения ошибочного мнения аудитора при серьёзно искажённой бухгалтерской отчётности, которая была составлена с нарушениями требований. Таким образом, Центробанк России сможет отбраковывать заключения аудиторских проверок установленным им способом. Обжалование его решений будет доступным только в судебном порядке.
АКГ «АИП» – крупнейшая аудиторская компания РФ, член СРО «Содружество» и международной ассоциации “EuraAudit International”. Получить больше информации об условиях сотрудничества можно на странице услуги "Аудит и Оценка" или у операторов нашей информационной линии: +7(495) 236-77-50.
14.11.2024 16:14:00
Рекомендации по применению налоговой амнистии дробления бизнеса: условия применения, на кого распространяется и как использовать бизнесу?
14.11.2024 12:42:00
Как открыть бизнес в Турции? Особенности процесса и правила для иностранцев, а также — полезные советы и рекомендации
15.10.2024 12:22:00
Всё об опционах на доли в компании и особенностях заключения опционных договоров
13.09.2024 12:58:00
Выделение юридического лица: актуальность, особенности процедуры и риски, с которыми она сопряжена
13.08.2024 12:48:00
Что такое аффилированность юридических лиц, её признаки, взыскание долга с аффилированных юрлиц и особенности сотрудничества с ними
15.07.2024 15:29:00
Как работает упрощённая ликвидация ООО в 2024 году? Кому она доступна и как её запустить?
10.06.2024 12:40:00
Как привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника? Законодательная база, основания, особенности процедуры
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.
Заказать звонок
Отправьте заявку на бесплатную консультацию. Наши специалисты свяжутся с вами в течение нескольких минут.
Мы будем рады
ответить на все
ваши вопросы.
Заполните простую форму
и мы свяжемся с Вами.