Как изменится аудиторская деятельность в 2021-ом и 2022-ом годах?

09.07.2021

В сентябре 2017-го года в Государственную Думу был внесён законопроект №273179-7, который был принят через 3 месяца в первом чтении и далее проходил согласование вплоть до 2021-го года. Его принятие в третьем чтении означает изменения в аудиторской деятельности, которые исключают возможность проведения обязательных аудиторских проверок частными аудиторами. Согласно данной реформе, будет создан перечень предприятий, которые имеют общественно важное значение и предусмотрена возможность проведения аудиторских проверок в них исключительно компаниями, включёнными в специальные реестры Федерального казначейства и Банка России.

Количество сотрудников в аудиторских компаниях

Первое изменение, предусмотренное статьёй 18 закона об аудиторской деятельности, касается числа сотрудников в компаниях, предоставляющих услуги данной направленности. Для того, чтобы они получили статус аудиторских и имели возможность войти в членство СРО, в их штате по основному месту работы должно числиться не менее трёх аудиторов. Данное изменение начнёт действовать с 01.06.22 года.

Согласно статистическим данным, полученным из базы электронного портала “Audit-It”, примерно треть компаний, работающих в данной сфере, не будут соответствовать данному критерию. Согласно информации, полученной из того же источника, штат аудиторов в примерно 40% организаций состоит из трёх специалистов, в остальных же – из более трёх, но при этом неизвестно, является ли данная компания основным местом их работы.

Изменения ФЗ об аудиторской деятельности также предусматривают введение такого обозначения, как «руководитель аудита». Под ним подразумевают аудитора:

  • Который стоит во главе группы;
  • Ответственен за предоставление соответствующей услуги аудируемому лицу.

Требования к нему прописаны в статье 5.2. Федерального закона и включают в себя определённый опыт ведения аудиторской деятельности, повышение квалификации и чистоту репутации в течение последних 3-ёх ‒ 5-ти лет.

Изменения в обязательной аудиторской проверке

Право проводить обязательные аудиторские проверки теперь будет принадлежать исключительно тем аудиторским компаниям, которые соответствуют требованиям, описанным в предыдущем пункте. Это значит, что заказывать их у частных аудиторов больше нельзя. На сегодняшний день подобные ограничения касаются проверки отчётности:

  • Организаций, профессионально торгующих ценными бумагами;
  • Кредитных и страховых учреждений;
  • Акционерных обществ;
  • Негосударственных пенсионных фондов;
  • Кредитных фондов;
  • Клиринговых учреждений;
  • Обществ взаимного страхования.

Данные об обязательном аудите, включая сведения о компании, которая провела его, и её заключения о достоверности отчётности, должны быть внесены в единый Федресурс.

Перечень общественно-значимых организаций

Статья 5.1 Федерального закона определяет так называемые ОЗО (или «общественно-значимые организации»), которые обязаны выбирать компанию-исполнителя для проведения обязательного аудита каждые пять лет. К ним относят:

  • Публичные акционерные общества;
  • Страховые и банковские группы;
  • Организации, профессионально торгующие ценными бумагами;
  • Корпорации и компании, доля государства в которых составляет более 25%;
  • Клиринговые учреждения, негосударственные пенсионные фонды;
  • Управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • Управляющие компании паевого инвестиционного фонда;
  • Прочие, которые предоставляют и/или раскрывают годовую отчётность.

Специальные реестры Федерального казначейства и Центрального Банка России

Как уже упоминалось, услуги общественно-значимым организациям смогут предоставлять исключительно те компании, которые включены в два реестра. В общий могут попасть только те организации, в штате которых по основному месту работы имеется не менее 3-ёх аудиторов. Начиная с 2023-го года эта цифра возрастёт до 5-ти, три из которых должны располагать новым аттестатом и опытом работы с общественно-значимыми организациями не менее трёх лет. Одним из требований к таким аудиторам является кристальная чистота опыта, исключающая подписание заключений, которые впоследствии были признаны ложными. Требования второго реестра – не менее семи человек в штате, а с 2023-го – не менее двенадцати, соответствующих вышеуказанным требованиям.

Право Центробанка России

На законодательном уровне прописано право ЦБ определять дополнительные требования к раскрытию данных в аудиторском заключении (в его разделе или отдельном отчёте) результатов выполнения обязанностей аудиторской компании согласно законодательным требованиям. При этом список требований к содержанию заключения из ч.2 ст.6 исключается, но добавляется новое требование о наличии подписи руководителя компании и аудита.

Закон вводит такое обозначение, как «ненадлежащее аудиторское заключение». Его будут использовать для определения ошибочного мнения аудитора при серьёзно искажённой бухгалтерской отчётности, которая была составлена с нарушениями требований. Таким образом, Центробанк России сможет отбраковывать заключения аудиторских проверок установленным им способом. Обжалование его решений будет доступным только в судебном порядке.

АКГ «АИП» – крупнейшая аудиторская компания РФ, член СРО «Содружество» и международной ассоциации “EuraAudit International”. Получить больше информации об условиях сотрудничества можно на странице услуги "Аудит и Оценка" или у операторов нашей информационной линии: +7(495) 236-77-50.

Свяжитесь с нами!

Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.

Связаться с экспертом
м. Тульская г. Москва, Духовской переулок, д. 17, стр.1 Показать на карте
м. Полянка г. Москва, ул. Большая Полянка, д 15 Показать на карте