Одним из хорошо известных и повсеместно применяемых способов наполнения бюджета являются доначисления и штрафы за нарушения, выявленные на предприятиях в процессе налоговых проверок. Одним из поводов для их проведения является так называемое дробление бизнеса. Сам по себе это один из способов налоговой оптимизации, а точнее – считался таковым когда-то. Сегодня же налоговики нередко расценивают его как желание руководства или собственников компании скрыть доходы и платить меньше налогов – а потому, завидев признаки запуска подобной схемы, предпринимают соответствующие меры. Каким образом убедить инспекторов, контролёров и судей в том, что дробление проводится на законных основаниях и имеет за цель законную оптимизацию, а не реализацию преступной схемы? Без пояснений представителей налоговой и изучения случаев из судебной практики тут не обойтись!
Официально данное понятие не закреплено. Его чёткое определение не встретить в законодательных актах, но можно попробовать сформулировать с учётом имеющейся практики. Исходя из неё, дробление бизнеса представляет собой один из способов оптимизации налогов, который предусматривает искусственное перераспределение выручки, собственности или сотрудников между несколькими компаниями или индивидуальными предпринимателями. Таким образом компании с оборотом более 150-ти миллионов могут и дальше использовать специальные режимы налогообложения (в частности – упрощённую систему), а также налоговые льготы.
На практике схема дробления бизнеса предусматривает его разделение на несколько предприятий, которые формально являются независимыми, однако фактически находятся в собственности одного или нескольких выгодообретателей. Эта мера призвана разделить вышеупомянутую сумму оборота на несколько предприятий, для того чтобы можно было продолжать и дальше использовать упрощённую схему налогообложения. Всё хорошо, если «свеже»-созданные компании ответственны за отдельные части производственного процесса или предоставляют отдельные услуги.
Такой подход называют «реальными бизнес-целями» или «экономическим смыслом», когда отсутствует дублирование функций других компаний, входящих в группу, и присутствует применение на практике. В том же случае, если такая схема дробления бизнеса применяется номинально, исключительно для снижения налоговой нагрузки, проблем с налоговиками не избежать. Со мнением инспекторов можно ознакомиться в письме Федеральной налоговой службы от 29.12.18 за номером «ЕД-4-2/25984».
Исходя из него, специальные налоговые режимы, равно как и льготы, установлены исключительно для небольших предприятий с целью формирования равных условий конкуренции для всех участников рыночных отношений. Злоупотребляя ими для того, чтобы платить меньше налогов, предприниматели, по сути, сводят на нет стремления государства поддержать представителей малого бизнеса. Несмотря на то, что само понятие «дробление бизнеса» нигде законодательно не закреплено (как уже упоминалось), налоговые инспекторы располагают всем необходимым для того, чтобы искать и находить подобные факты злоупотребления… А найдя – предпринимать меры, о которых будет рассказано в соответствующем пункте.
Для того чтобы не попасть впросак и не стать жертвой собственных ошибок, перед тем как предпринимать действия в направлении оптимизации налоговых выплат, нужно изучить критерии дробления бизнеса, по которым представители налоговой инспекции выявляют нарушения. Все они описаны в письме Федеральной налоговой службы от 11.08.17 за номером «CA-4-7/15895@» или в этой статье:
17 вышеперечисленных признаков дробления бизнеса широко применяются налоговиками в судах. Свою доказательную базу они строят именно на них и очень часто выигрывают. Впрочем, это – ещё не всё: в ст. 54.1 Налогового кодекса говорится о том, что, если сделка не имеет деловой цели, то выгода, полученная по ней, не обоснована. Данная законодательно закреплённая норма идёт вразрез с пунктом 12, в котором компании группы являются единственными поставщиками и покупателями друг для друга.
Ответственность за дробление бизнеса, прописанная на законодательном уровне, достаточно серьёзная. К примеру, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса, на предприятие, где налоговики выявили все признаки дробления бизнеса, будут наложены штрафные санкции в размере сорока процентов от суммы неуплаченного налога, которую тоже доначислят, особо не церемонясь.
При этом, в соответствии со статьёй 199 Уголовного кодекса, действия его руководителей и собственников будут расценены как те, которые подпадают под уголовную ответственность. Она наступает при условии, если не было уплачено более пятнадцати миллионов налогов, то есть по 5 миллионов за три года работы. Помимо генерального к ответственности могут привлечь финансового директора, а также главного бухгалтера. Наконец, незаконное дробление бизнеса чревато и субсидиарной ответственностью.
Последняя является видом ответственности, при котором долговые обязательства компании могут быть выплачены за счёт личного имущества ответственных лиц. Сегодня контролирующим лицом должника могут быть не только они сами, но и их родственники, друзья и даже дети. Это значит, что судебным решением долги могут быть взысканы с них. Как правило, налоговики прибегают к данной практике, когда знают, что с этих лиц точно есть что взять.
Дробление бизнеса осуществляется двумя способами. Первый предусматривает разделение в соответствии со статьёй 57 Гражданского Кодекса, второй – выделение (статья 58 ГК). Результатами таких действий является следующее:
Независимо от того, какой именно способ выбрал предприниматель для дробления бизнеса, он обязательно привлечёт к себе внимание ФНС, представители которой захотят проверить деятельность согласно вышеперечисленных критериев.
Дробление бизнеса считается законным, если его цель – сделать управление бизнесом более эффективным, равномерно распределив большие объёмы финансовых ресурсов, собственности и штата. В данном случае допускается, что всеми компаниями владеет одно лицо или группа лиц, а сами они имеют один и тот же юридический адрес, персонал и, к примеру, производственные мощности.
Если же налицо разделение одного технологического процесса с передачей его этапов разным компаниям, налицо фиктивная процедура. Дробление бизнеса в данном случае даёт повод представителям ФНС для принятия соответствующих мер, поскольку все его участники работают в рамках единого механизма. Подобные манипуляции со стороны владельцев или руководства – причина для обвинения в уклонении от уплаты налогов и получении необоснованной налоговой выгоды.
Как уже упоминалось, в Налоговом Кодексе Российской Федерации отсутствует такое понятие, как дробление бизнеса. Более того, в нём не имеется запрета на формирование предприятиями подконтрольных структур, в том числе и с целью оптимизации налоговой базы. К тому же, в нём не прописаны условия и порядок ведения компаниями финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, выходит так, что представители ФНС не имеют права оценивать решение владельца о дроблении бизнеса с точки зрения эффективности и рациональности.
Однако, не стоит забывать о пункте 1 статьи 31 Налогового Кодекса, который даёт представителям контролирующих органов право собирать доказательную базу и требовать документы, подтверждающие исчисления налогов. Кроме того, они имеют право проводить налоговые проверки. При этом они действуют в соответствии с чётким алгоритмом: обнаружив признаки незаконного дробления бизнеса, они собирают доказательства и передают дело в суд. Последний нередко принимает решение в их пользу.
В Министерстве финансов относят дробление бизнеса к законной оптимизации налоговых обязательств компаний. Если его цель – снизить или уклониться от них, имеют место незаконные манипуляции. Такую информацию можно обнаружить в письме Министерства финансов от 15-го февраля 2019-го года за номером «03-02-07/1/9647». Согласно ему, признаками незаконного дробления бизнеса считаются:
В целом данный подход находит отклик у налоговых инспекторов, которые согласны с таким мнением о критериях дробления бизнеса, ведь они позволяют признать процедуру незаконной.
Дробление бизнеса повышает налоговые риски, поскольку видится её представителям нередко даже там, где его нет. Они определяют его как искусственное формирование нескольких юридических лиц с целью соответствия условиям, позволяющим применять специальные налоговые режимы. Признаками нелегальных схем они считают:
Использование подобных схем налоговые инспекторы считают злоупотреблением налоговыми послаблениями, предназначенными для малого бизнеса.
По мнению представителей налоговой службы, ключевым признаком незаконных манипуляций является взаимная зависимость всех участников сделки. Однако, одного его недостаточно для того, чтобы доказать данный факт в суде. Требуются другие доказательства, которые подтвердят незаконность процедуры. К ним относят:
В процессе анализа законности дробления налоговики обращают внимание на снижение налоговой нагрузки компании, работающей на общей системе налогообложения, после появления новых партнёров на УСН. После этого они ищут взаимосвязанные виды деятельности и общий результат в них.
Группа АИП помогает среднему и крупному бизнесу. Свяжитесь с нашим экспертом, чтобы узнать, как мы можем помочь вашему бизнесу.