+7(495) 236-77-50
все города
eng
Поиск по сайту
 





НАШИ АККРЕДИТАЦИИ, ДОПУСКИ И СТАТУСЫ
Входим в ТОП крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний России
Член СРО "Содружество"
Член международной ассоциации EuraAudit International
Представительства в большинстве регионов России
Член Российского общества оценщиков
Аккредитация в Казначействе России по размещению гос. заказов
Сертификация ISO 9001:2008
Лицензия ФСБ на право работы с гос.тайной
Официальный партнер (франчайзи) фирмы "1С"
Аккредитация в СРО арбитражных управляющих
На рынке с 2000 года
Свой учебный центр
МЫ В СМИ
20.05.2016
Вечная молодость   Сергей Елин в ток-шоу "Слово за слово"
25.03.2016
ИП рассчитают патент в Интернете   Сергей Елин в эфире телеканала "Москва 24"
20.03.2016
Сергей Елин в программе "Народный адвокат"   Сергей Елин ответил на вопросы слушателей радио "РСН"
10.03.2016
Отпуск за счет работодателя   С. Елин подсчитал, насколько выгодна работодателям новая опция
25.11.2015
Рассрочка – и точка!   Сергей Елин рассказал о покупках в рассрочку в программе "Настроение"
КЛИЕНТСКОЕ ПОРТФОЛИО
СЛУЖБА КАЧЕСТВА
ПИСЬМО РУКОВОДИТЕЛЮ
НАША КОМАНДА!

Налоговый кодекс: изменить нельзя оставить

Руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП» Сергей Елин о поправках в Налоговый кодекс РФ, называющих многие способы налоговой оптимизации злоупотреблениями и расширяющих полномочия налоговиков:

Проект поправок в Налоговый кодекс РФ, называющих многие способы налоговой оптимизации злоупотреблениями и расширяющий полномочия налоговиков, нельзя оценивать однозначно. Документ отчасти  увеличивает налоговые риски  и усложняет работу для бизнеса, а с другой стороны, наоборот, заключает в себе некоторые положительные новшества, которые пойдут на пользу деловому сообществу.

К положительным изменениям, по моему мнению, относятся предложения внести наработанные инструменты  из судебной практики в Налоговый кодекс РФ.

Специфика российской налоговой практики заключается в том, что слишком многие вопросы неоднозначны. Есть нормы НК РФ, есть позиция Министерства финансов в письмах, есть судебная практика, причем в каждом субъекте РФ – своя. Право в России не прецедентное, то есть вынесенные решения по одной и той же ситуации  разными судами могут различаться: судебный прецедент не создает  однозначной практики по данному вопросу. Во многих спорных моментах точку ставит Высший Арбитражный Суд, и налоговые органы тоже стали официально придерживаться этих разъяснений.  Но  спорных моментов масса, а учитывая частые изменения в законодательстве, пока за год-два какие-то спорные моменты разъясняются Высшим Арбитражным Судом, на их место приходят новые. Как будет выглядеть ситуация после объединения ВАС и ВС,  тоже непонятно. В итоге индекс непредсказуемости для бизнеса очень высок.

Нормы судебной практики, которые будут закреплены в НК, должны вытекать, прежде всего, из закона, тем более у нас не прецедентное право. Подчеркну: хотелось бы, чтобы в НК нашла место именно сложившаяся судебная практика, а не принципиально новые нормы.

Если говорить о грустном, то, без сомнения, введение  права самостоятельного возбуждения уголовных дел правоохранительными органами без участия налоговых органов, а также  увеличение срока, в течение которого можно провести проверку до 10 лет, усложнят жизнь бизнесу. Представители правоохранительных органов не обладают теми возможностями, которыми располагают налоговики: вряд ли они корректно могут установить размер налоговой претензии, разобраться в тонкостях налогового законодательства и учета. Также при наличии этапа налоговой проверки налоговыми органами у предпринимателя есть право на защиту в суде или вышестоящей налоговой инстанции. Это дает дополнительную возможность защитить бизнес. Часто претензии удается отбить, хотя многие вопросы зависят от конкретных обстоятельств дела.  При самостоятельном возбуждении дел правоохранителями это право вряд ли будет сохранено за бизнесом.

Нет сомнений в том, что обеспечение защиты государственных интересов в виде пополнения бюджета налоговыми сборами – одна из приоритетных государственных задач во все времена, а сейчас, когда наблюдается экономический спад, нестабильная социально-политическая обстановка, – решать эту задачу особенно важно. Но не менее важно обеспечить условия для стабильного развития и работы бизнеса, который является двигателем экономики и плательщиком тех же налогов. Важно соблюсти баланс интересов, и очень не хотелось бы «затягивания гаек» без учета интересов бизнеса.  Полагаю, и авторам поправок это аспект понятен, поэтому документ давно обсуждается и корректируется, ведь никто не хочет сделать шаг назад и низвести достигнутые результаты по улучшению предпринимательского климата в России, которых мы добились за последние годы.

14.05.2014

Возврат к списку


Представление интересов в суде
Способы оплаты
© 2008-2016 Аудиторская компания «Аудит и Право» – одна из ведущих организаций Москвы в сфере проведения аудита.